Сегодня, 19 июля исполняется 128 лет со дня рождения советского пролетарского поэта Владимира Маяковского. В этой связи хочется еще раз напомнить всем об этом великом человеке.
Он родился в 1893 году в Грузии. Когда Владимиру исполнилось 13 лет, от заражения крови скончался отец, который работал лесничим, – поранил палец иглой. Всю жизнь поэт, опасаясь инфекции, носил с собой мыло, возил с собой одеколон и постоянно следил за гигиеной.
После смерти отца семья оказалась в непростом положении. Маяковский писал: «После похорон отца — у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было». В гимназии в Москве юный поэт написал свое первое революционное стихотворение и опубликовал его в школьном журнале. В 1909–1910 годах Маяковского несколько раз был арестован из-за того, что вступил в партию большевиков.
Маяковский много читал, мечтал о новом искусстве, которое будет отличаться от классического. Он стал учиться живописи, сменил нескольких преподавателей, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь познакомился с Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых.
В 1913 году Владимир Маяковский дебютировал в театре: написал трагедию «Владимир Маяковский» и сам поставил ее на сцене, сыграв главную роль. Кроме этого, поэт увлекся кинематографом, писал сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №13».
Владимир Маяковский вступил в авангардное объединение «Сегодняшний лубок», где художники Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. К простым красочным картинкам они добавляли короткие стихи.
В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Лиля стала возлюбленной Маяковского, он посвящал ей стихи. Через три года они вместе снялись в картине «Закованная фильмой».
В ноябре 1915-го в Театре музыкальной драмы прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Ее поставил Всеволод Мейерхольд, а оформил Казимир Малевич.
Через год началась эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты, работавшие в Российском телеграфном агентстве, выпускали агитационные плакаты на «горячие» темы. Работать приходилось много: Маяковский и его коллеги задерживались допоздна.
В 1925 году поэт расстается с Лилей Брик. Он уезжает на гастроли во Францию, затем в Испанию, на Кубу и в США. Маяковский знакомится с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхивает бурный роман. Осенью поэт возвращается в СССР, а в Америке у него вскоре рождается дочь. По возвращению из США поэт написал цикл «Стихи об Америке».
В 1928–1929 годах Маяковский пишет сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Их премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт трудился здесь вторым режиссером и следил за оформлением спектакля, очень плотно работал с актерами: помогал им создавать нужные интонации и расставлять смысловые акценты.
Обе пьесы вызвали большой ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие — критику советского строя.
Возможно, из-за этого власти стали более прохладно относиться к поэту.
В 1930 году ему не одобрили выезд за границу. Маяковского стала ругать официальная критика. Маяковский решил провести выставку «20 лет работы», представив на ней результаты своего многолетнего труда. Сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги.
В день открытия пришло много гостей. Правда, среди них не было никого из литературных организаций. На неудачи в карьере накладывается личная драма. Маяковский требует от возлюбленной Вероники Полонской, чтобы она ушла от мужа. Как вспоминала Вероника Витольдовна, поэт часто устраивал сцены, успокаивался, а потом снова начинал ревновать.
После ухода Полонской поэт застрелился. Перед этим он написал письмо «товарищу правительству», в котором просил не оставлять его семью: «Моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».
После смерти Маяковского Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, но постоянно натыкалась на бюрократические преграды. Поэта почти не издавали. Тогда она написала Сталину. В своей резолюции руководитель партии назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». После этого произведения Маяковского стали выходить огромными тиражами.
По материалам сайта: https://www.culture.ru/persons/8266/vladimir-mayakovskii
Во всех библиотеках Миасса вы можете взять сборники поэта.
- Стихотворения и поэмы / В. В. Маяковский ; сост. М. Н. Заячковский. — Москва : Профиздат, 2007. — 240 с. — (Поэзия ХХ века). Маяковский В.В, (русский советский поэт ; 1894-1930), (фил.№ 21);
- Маяковский, В. В. Стихотворения и поэмы / В. В. Маяковский ; сост. М. Н. Заячковский. — Москва : Профиздат, 2007. (фил. № 21);
- Маяковский, В. В. Избранное / Маяковский В.В. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. — 510 с. — (Всемирная библиотека поэзии), (фил. № 1, 6, 20,);
- Стихотворения.Поэмы / Маяковский В.В. — Москва : Дрофа, 2002. — 192с. (фил. № 17);
- Маяковский, В. В. Стихи / Маяковский В.В. — Москва : Дрофа-плюс, 2004. — 64с. — (Внеклассное чтение), (фил. № 1, 14);
- Маяковский, В. В. Стихотворения. поэмы. Пьесы / В. Маяковский. — Москва : Художественная литература, 1969. — 735 с. — (Библиотека всемирной литературы. Серия третья ; т.168). (ЦГБ им. Ю.Н. Либединского);
- Маяковский, В. В. Что такое хорошо и что такое плохо? / Владимир Маяковский. — Ростов-на-Дону : Проф-Пресс, 2013. — 64 с. : цв. ил. — (Лучшие стихи и сказки малышам), (фил. № 15);
- Брик, Л. Ю. Пристрастные рассказы / Л. Ю. Брик ; сост.: Я. И. Гройсман, И. Ю. Генс. — 2-е изд., испр. и доп. — Нижний Новгород : Деком, 2003. — 328 с. (фил № 16);
- Русская поэзия конца ХIХ — начала ХХ века : (дооктябрьский период) / ред. А. Г. Соколов ; сост. А. П. Авраменко [и др.]. — Москва : Московский университет, 1980. — 558 с. (ЦГБ им. Ю.Н. Либединского).
Новости библиотек / Один день в истории |