Люди Миасса: быт, нравы, традиции, культура. Мы изменились?

Цикл исторических повествований к юбилею Миасса. Выпуск 6

Не бывает таких людей, с которыми всегда было бы легко жить. Но бывают такие, с которыми хочется преодолевать трудности.

У каждого города есть Душа — своя, неповторимая; её формируют: история города, его возраст, предназначение, масштаб событий и обстоятельств, пережитых его жителями. Город любят за атмосферу, которую создают: архитектура, ритм  жизни, забота руководителей города о чистоте и ухоженности домов и улиц, характер и темперамент  людей, влияющие на их доброжелательность и общительность. Интересно то, что люди современные и люди, жившие в Миассе 200 лет назад, продолжают быть очень похожими, во многом сохраняя и повторяя уклад жизни, бытовые привычки, кулинарные пристрастия. Хотите убедиться?

7 февраля 1865 года в Миасском заводе провели Первую Перепись населения. Организована перепись была по решению Оренбургского губернского статистического комитета. В ходе переписи собирались сведения не только о населении, но и о числе строений, домашнего скота, торговых и промышленных заведений. Итоги переписи вошли в «Сборник статистических сведений» изданных в Уфе в 1868 году.

Егор Митрофанович Симонов, Почётный гражданин Миасса

Напомним, что до 1917 года всё население России на основании государственного законодательства  делилось на сословия – то есть все обыватели России подразделялись на четыре главные группы людей: дворянство, духовенство, городские обыватели, крестьянство. Городские обыватели делились на 5 различных, так скажем, подсословий: Почётные граждане (потомственные или личные), купечество (подразделяющееся на 3 гильдии), мещане, ремесленники, рабочие (цеховые). Приобретаемые по рождению сословные права российских подданных могли изменяться в зависимости от получаемого ими образования, прохождения службы, результата их успешной или неуспешной торгово-промышленной деятельности, а также вследствие награждения чинами и орденами за неслужебные отличия, за заслуги в области благотворительности.

«Согласно данным Первой Переписи в Мияском заводе в 1865 году проживало 9 687 человек. Из них: дворянского сословия — мужчин 52, женщин 8, духовенства — 28, лиц купеческого сословия — 68 человек, мещан — 90 человек; остальные — 9425 человек. То есть, в середине 19 века 90% населения Миасса были крестьянами, мастеровыми и солдатами.  

По вероисповеданию жители Миасского завода составили : православных 4374 м. и 4613 ж.; раскольников (показывающихся официально) 319 м. и 347 ж.; католиков 6 м. и 2 ж.; протестантов 2м. и 2ж.; мусульман 13 м. и 9 ж.

В 1865 году по профессиональной принадлежности между населением Миасса было: 19 каменщиков, 31 плотник, 16 столяров, 25 портных, 17 сапожников, 31 кузнецов-слесарей, 7 маляров-стекольщиков, делающих телеги, сани и дрова – 8, делающих ободья и колёса – 10 человек, 8 бондарей (делающих бочки, кадки, бочонки), 2 валяньщика (те, кто валял из овечьей шерсти валенки и др.), 2 шапочника-скорняка, 1 резчик по дереву, 1 живописец.

Интересный факт, позволяющий представить масштабы транспортной обеспеченности тогда и сегодня: согласно Переписи в 1865 году в Миасском заводе на 9 500 жителей было зарегистрировано 2 457 лошадей. В 2020 году (данные приблизительные) в Миассе зарегистрировано на 150 000 жителей 64 500 транспортных средств.

Вот так описал жизнь в Миассе в середине 19 века библиотекарь Оренбургского статистического комитета, член-корреспондент Московского археологического общества, южно-уральский краевед и археолог — Руф Гаврилович Игнатьев.

Нравы миасских жителей 19-го  века:

«Здешний народ трудолюбив и в хозяйстве что называется – скопидом. Мы видим, что самые незажиточные люди, на небольшое пособие от казны построили себе каменные и деревянные дома и даже многие не только со всеми удобствами, но и с роскошью. Что же это – как не плод трудолюбия и хозяйства в высшей степени».

«Население Миасское набожно и усердно в исполнении церковных обрядов, раскольники же отличаются особым религиозным фанатизмом. Они отвергают всякое развлечение, как мирскую пагубную суету…

  • Народ здесь верит в колдовство и в дурной глаз и в порчу, – что злые люди могут испортить новобрачных, и в самом деле. Если кто из новобрачных после свадьбы занеможет, – сей час говорят, что испортили злые люди. В особенности боятся, чтобы от злого глаза и от порчи не пострадала родильница. Никто не может похвалить младенца, покуда он не ходит на своих ногах, – чтобы не сглазить. Мать сей час же унесёт дитя в другую горницу или спрячет в люльку (зыбку), если кто, не зная этого обычая, назовёт дитя хорошим, а ещё хуже того здоровым. Другая мать ещё заподозрит, особенно человека  малоизвестного или совсем неизвестного, в дурном намерении… Несмотря на всё суеверие, на все остатки старины, у жителей Миасского селения, кроме Семика иТроицына дня; не придаётся особого суеверного значения ночи с 23 на 24 Июня, или Ивана Купала…
  • Должно сказать о самом замечательном качестве между здешним населением. Именно, что здесь невиданно и неслыханно о проявлении беснующихся и кликуш… Всё это не принято здесь в народе…
  • Браки в горнозаводских селениях вообще, в силу экономического быта здешнего населения – ранние. В обязательное время мужчина 18 лет, как полный работник, поступал на казённую работу; родители при достижении дочерью 18 лет переставали получать на неё провиант. В силу поступления 18 летнего мужчины в работу, часто на далёкий прииск от селения, необходимо было его поскорее женить, чтобы в доме оставалась хозяйка; отец спешил после 16 лет выдать дочь. Муж хотя на первый случай получает за женою платье, постель и часто разную домашнюю утварь и посуду, а иногда корову, овец или лошадь, но за то уже потом, вполне обязан заботиться о содержании себя и семьи и во что одеваться самому, жене и семейству».

«Любой город перестаёт быть враждебным, как только ты в нём поел и попил». Эрих Мария  Ремарк.

А вот так Руф Гаврилович описал кулинарные предпочтения наших прапрабабушек и прапрадедушек. А вы те же блюда готовите и любите есть?

«В пище вообще горнозаводский народ не прихотлив. Обыкновенные у них кушанья, когда живут дома: щи, лапша с мясом, похлёбка картофельная, уха или по-здешнему щерба; из щербы (казачьей ухи) рыба вынимается и подаётся особо холодною; каша ячная, просяная или полбенная с молоком, маслом – постным или скоромным. Весною любимою пищею служит сырой щавель (кислица). Хлеб употребляют более пшеничный, нежели ржаной; пшеничный хлеб называют калачом; кроме того пекут из пшеничной муки на масле небольшие круглые хлебы, верх которых или верхняя корка обмазывается или яичным желтком или сметаною; эти хлебы называются шаньгами. Квас здесь очень любят; кроме питья, из квасу и хлеба с примесью луку делают тюрю, особенно в постные дни. Любимым кушаньем служат сибирские пельмени, или полукруглые пирожки из пшеничного теста с рубленною сырою говядиною или рыбою, а потом варёные в кипящей воде. Пельмени ещё делаются в постные дни, с груздями и мелко-рубленной капустой. Пельмени непременно приготовляются в заговенье (в последний день перед длительным постом), во время сговоров (сватовства) и вечеров, предшествующих свадьбе, в то время, когда жених посещает невесту; пельмени едят, подливая к ним уксус, их также иногда подают и поджаренными в масле…

Обеды во время свадеб под именем «большого стола» и «пирожного стола» и обеды в похороны и поминки и вообще по разным случаям всегда обильны у здешних жителей…

Непременные блюда такого обеда в скоромные дни (не в дни поста, когда разрешено есть убоину):

1. Пирог с говядиной, свининой, капустой, морковью, брюквой и творогом. Разрезывается верхняя корка и поливается маслом, потом уже разрезывается на куски. 2. Холодное (холодец). Сваренные свиные, бараньи или коровьи ноги раздробляют и раскладывают в миски; туда же наливают и варево от них и ставят в холодное место, чтобы застыло. Холодное, поливают  уксусом с хреном или квасом с хреном. 3. Щи из капусты с мясом или же, похлёбка с мясом, из варёного картофеля. 4. Лапша с мясом. 5. Яичница с молоком.6. Курица варёная. 7. Жаркое: говядина с картофелем, баранина или свинина.8. Лапшевник. 9. Каша с маслом и молоком. 10. Ватрушки  – из пшеничного теста с творогом.  11. Пироги с вареньем, с ягодами: сухой малиной, земляникой, с свежей брусникой и калиной (калинник).  Осенью, если случится сюда привоз арбузов, то вслед за сладким пирогом подаётся арбуз.

Обед же в постные дни составляют: 1. Пирог с рыбой или другой начинкой; он также разрезывается,  начиная с верхней корки,  и поливается постным маслом. 2. Рыба холодная, солёные огурцы с груздями. 3. Уха или щерба, горох варёный или похлёбка —  горошница, щи с крупой. 4. Картофель жареный. 5. Каша с постным маслом. 6. Гороховой кисель или ячный или овсяный с маслом. 7. Пироги постные с малиной, клубникой, земляникой,  вишнями и калиной.

Выпечка хлеба: Булки здесь пекут круглые и продолговатые и всякий хлеб, кроме испечённого из ржаной муки, зовётся калачом. Такого рода пшеничные и иногда крупичатые калачи продаются на базаре, чем промышляют некоторые из жителей. Есть ещё продолговатые хлебы и калачи, у которых верхняя корка обмазывается до посадки в печь, постным маслом. Эти калачи вместе с блинами, лепёшками на  постном масле,  крашеными яйцами и мёдом  носятся в церковь в поминальные дни по усопшим».

Игнатьев, Руф Гаврилович Миасский завод [Нравы жителей]. — Текст: электронный //  РУФ ИГНАТЬЕВ. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ (уфимский и оренбургский период) 1866-1868 годы.  — Том II. Миасский завод. — С. 255-259

У каждого есть такой город, к которому просто тянет без причины.  

Жаль, что нельзя обнять город.

2023 год - год 250-летия Миасса / Краеведческая страница