Правила моральной философии, или Зачем нам Кант?

22 апреля 1724 года в городе Кёнигсберге родился Иммануил Кант (1724 — 1804), немецкий философ, один из центральных мыслителей эпохи Просвещения. Есть определенная символичность, что его родина, город, где прошла его жизнь, ныне – Калининград, территория Российской Федерации. Ирония Истории (или ее высшая справедливость?) в том, что общественный деятель, основавший европейское учение о правах человека, оказался в конечном счете в стране, которую сейчас обвиняют во всем, в том числе в подрыве основ европейской цивилизации и прав человека во всем мире.

Биография Канта здесь здесь здесь

В 1781 году Кант создал одно из главных и самых известных своих произведений — «Критику чистого разума», где исследовал познавательные возможности разума. До сих пор оно считается одним из главных фундаментальных трудов по философии. За ним последовало продолжение — «Критика практического разума» (1788) и трактат «Критика способности суждения» (1790), посвященный эстетике и телеологии.

Ну и что – Кант? – спросит современный обыватель. Зачем мне немецкий философ 300 — летней давности, зачем мне вообще какая-то там философия? И будет неправ. Философия – это вовсе не набор сложных и малопонятных определений, которые необходимо было выучить к экзамену. Философия — это система взглядов на жизнь каждого человека в частности и общества (состоящего из этих самых людей) в целом. Взглядов, определяющих поступки. А вот поступки, так уж сложилось, определяют нашу жизнь.

И система взглядов Иммануила Канта справедливы и важны для нас. До сих пор. Он сделал больше для судьбы мира, чем многие короли и армии до и после него.
Он так описал пространство-время, что это вдохновило Эйнштейна на открытие принципов относительности. Он впервые высказал идею, что у животных потенциально могут быть права. Он переосмыслил этику от начала до конца, ниспровергнув идеи, которые были в основе западной цивилизации со времён Аристотеля. Демократическое общество, которое защищает права личности, частично его заслуга.

О философии Иммануила Кант здесь здесь здесь

Кант вывел правила, которые назвал категорическими императивами.

  • Что-то может считаться хорошим, только если оно универсально. Нельзя назвать поступок правильным в одной ситуации и неправильным в другой. Если лгать — плохо, значит, это всегда плохо, кто бы и когда бы это ни делал.
  • Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Это сложно сформулированное правило становится простым и понятным, если применить его в обычной, даже обыденной, жизни. К человеку никогда нельзя относиться только как к средству для достижения какой-то цели. Относитесь к нему как к самостоятельной цели. Если ваша цель приобретение денег за продажу оружия, не надо говорить о нарушении прав человека в одной или нескольких странах Ваша цель – не защита прав человека, а приобретение прибыли. А люди в этом случае – всего средство достижения этой цели. Если ваша цель – приятно провести время, не надо лгать и придумывать благородные оправдания для себя и других. Хотите ли вы быть всего лишь средством, а не целью?

Отношение к человеку как к средству для достижения своей цели — это основа аморального поведения, будь то страна, в целом, или человек, в частности.

Это правило применимо и к другим поступкам:

  • Лгать неэтично, потому что вы дезориентируете человека для достижения собственных целей. То есть используете его как средство.
  • Жульничать неэтично, потому что так вы подрываете ожидания других разумных существ. Вы относитесь к правилам, на которые согласились вместе с другими, как к средству для достижения своей цели.
  • Прибегать к насилию неэтично по тем же причинам: вы используете человека для достижения личных или политических целей.
  • Лень неэтична, считал Кант, потому что у каждого человека есть моральный долг: всегда поступать наилучшим образом. Не для выгоды, самооценки или общественной пользы.
  • Нужно стараться сделать всё от себя зависящее, потому что иначе вы относитесь к себе как к средству, а не как к цели.
  • Желание угодить другим – неэтично. Когда вы хотите угодить, ваши слова и поступки больше не отражают настоящие мысли и чувства. То есть вы используете самого себя для достижения цели. Но дальше — хуже. Вы меняете своё поведение, чтобы понравиться другим. Манипулируете их представлениями о вас, чтобы получить одобрение. А значит, используете их как средство для достижения цели. Это основа токсичных отношений.

Уважение занимает важное место в системе ценностей Канта. Он утверждал, что у всех разумных существ есть достоинство и с этим нужно считаться. Вопрос о согласии — это демонстрация уважения. Любые действия без согласия между двумя людьми в какой-то степени неуважительны. Всё это звучит несколько старомодно, но проблема согласия затрагивает любые человеческие отношения, и её последствия огромны.

Ни у одной расы нет права порабощать другую, ведь это классический пример отношения к людям как к средству для достижения цели.Кант стал яростным противником колониальной политики. Он говорил, что жестокость и угнетение, необходимые для порабощения народа, разрушают человечность людей независимо от их расы. Кант считал, что единственный способ предотвратить войны и угнетение — это международное правительство, объединяющее государства. Несколько веков спустя на основе этого была создана Организация Объединённых Наций.

Правило Канта запускает эффект домино. Став честнее с собой, вы станете честнее и с другими. Это, в свою очередь, вдохновит людей быть честнее с собой и внесёт позитивные изменения в их жизнь. Кант утверждает: не так важно, что именно мы делаем, важна цель этих действий. Пока вы не нашли правильную цель, вы не найдёте ничего стоящего.

Если бы правила Канта придерживалось достаточное количество людей, мир изменился бы к лучшему. Причём сильнее, чем от целенаправленных действий какой-то организации.

Возможно, нам не хватает сейчас этих моральных императивов Канта – и для каждого человека, и для мирового сообщества в целом.

А теперь оглянитесь на свою жизнь – часто вы вы придерживаетесь в ней моральных правил? И может быть все наши проблемы – экономические, политические, бытовые – состоят в том, что человечество так и не научилось жить по этим простым правилам, открытым 300 лет назад смешным занудой Иммануилом Кантом?


Библиотека рекомендует / ПроЧтение