Волшебный перламутр — элегантное творение природы

Продолжаем знакомить вас с материалами рубрики «Литература и минералогия». Сегодня речь пойдёт о камне — символе чистоты, нежности и женственности.

Перламутр и жемчуг имеют одну историю происхождения. Некоторые виды моллюсков выделяют специальный секрет, который затвердевает и образует тонкие параллельные слои чешуек арагонита на поверхности внутренних створок раковины. Особое расположение кристаллов и преломление в них света и дает волшебный эффект радуги. Если внимательно рассмотреть жемчуг, можно увидеть тонкие слои перламутра. Другими словами, перламутр — это отдельное природное образование, которое образует жемчуг.

«Это поистине «порхающий цветок», или расписанный чудными яркими красками, блестящими золотом, серебром и перламутром, или испещрённый неопределёнными цветами и узорами, не менее прекрасными и привлекательными; это милое, чистое создание, никому не делающее вреда, питающееся соком цветов», – так Иван Гончаров в романе «Фрегат Паллада» ещё в середине позапрошлого века описывал бабочку. Упоминание перламутра здесь далеко не случайно, как не случайно это обозначение привлекательного для многих цвета, который использовали другие известные русские писатели: Аксаков, Сологуб, Гиляровский, Куприн… Сложная окраска перламутра дала основание литераторам, да и всем, кто имел дело с этим минералом, изобрести массу эпитетов, множество определений для обозначения его характера: серебристый, золотистый, переливчатый, матовый, лазурный, оливковый, волнистый, цветной, радужный, древесный, нежнейший и даже предрассветный. Разумеется, мимо магического минерала не прошли, и такие прозаики, как Чехов, Горький и Грин, то уж тем более его не могли не вспомнить поэты.

Например, Анна Ахматова в «Явлении луны»:

Из перламутра и агата,

Из задымлённого стекла,

Так неожиданно покато

И так торжественно плыла, –

Как будто Лунная Соната

Нам сразу путь пересекла…

Предлагаем интересные факты о перламутре:

  • Минерал очень популярен в Югo Вocтoчнoй Aзии. Здесь им инкpycтиpyют вcё. Посуда, шкaтyлки, шиpмы, вeepa, мyзыкaльныe инcтpyмeнты, кинжалы, украшенные перламутром, cтaнoвятcя подлинными пpoизвeдeниями иcкyccтвa.
  • Чёpный перламутр весьма высоко цeнится oккyльтным cooбщecтвoм: здесь считают, что такой кaмeнь может сделать хозяина мaгом, а воду в изготовленной из минерала чaщe – эликcиpом жизни.
  • Шотландская королева Мapия Cтюapт coбpaлa пoлный кoмплeкт aкceccyapoв из минepaлa. А пepлaмyтpoвая кoллeкция poccийcкoй императрицы Eкaтepины Вeликoй насчитывает coтни экзeмпляpoв. Сегодня это собрание хранится в Эpмитaже.

А вот как перламутр упоминается в произведениях классиков русской литературы:

Аксаков Сергей «Собирание бабочек»

«Крылья у ней кругловатые, желто-бурые, с черными пятнушками, правильно расположенными, как будто в графах; испод же крыльев, по Блуменбаху, «имеет на каждой стороне по 21 пятну серебряному», но в действительности цвет их похож не на серебро, а на перламутр».

Аксаков Сергей «Собирание бабочек»

«Это поистине «порхающий цветок», или расписанный чудными яркими красками, блестящими золотом, серебром и перламутром, или испещренный неопределенными цветами и узорами, не менее прекрасными и привлекательными; это милое, чистое создание, никому не делающее вреда, питающееся соком цветов, который сосет оно своим хоботком, у иных коротеньким и толстым, а у иных длинным и тоненьким, как волос, свивающимся в несколько колечек, когда нет надобности в его употреблении». С.Т. Аксаков, Собирание бабочек, 1858г.

Гаршин Всеволод «Трус»

«И когда я направлял струю воды на обнаженные кровавые места, на показавшуюся и блестевшую, как перламутр, ключицу, на вену, проходившую через всю рану и лежавшую чисто и свободно, точно это была не рана на живом человеке, а анатомический препарат, я думал о других ранах, гораздо более ужасных и качеством и подавляющим количеством и, сверх того, нанесенных не слепым, бессмысленным случаем, а сознательными действиями людей». В.М. Гаршин, Трус, 1879г.

Гиляровский Владимир «Москва и москвичи»

«Горами поднимаются заморские фрукты; как груда ядер, высится пирамида кокосовых орехов, с голову ребенка каждый; необъятными, пудовыми кистями висят тропические бананы; перламутром отливают разноцветные обитатели морского царства — жители неведомых океанских глубин, а над всем этим блещут электрические звезды на батареях винных бутылок, сверкают и переливаются в глубоких зеркалах, вершины которых теряются в туманной высоте». В.А. Гиляровский, Москва и москвичи,1926г.

Гончаров Иван «Обрыв»

«Райский с трудом представлял себе, как спали на этих катафалках: казалось ему, не уснуть живому человеку тут. Под балдахином вызолоченный висящий купидон, весь в пятнах, полинявший, натягивал стрелу в постель; по углам резные шкафы, с насечкой из кости и перламутра». И.А. Гончаров, Обрыв,1869г.

Гончаров Иван «Фрегат «Паллада»»

«Он прислал мне в ответ два маленькие ящика: один лакированный, с инкрустацией из перламутра, другой деревянный, обтянутый кожей акулы, миньятюрный поставец, в каком возят в дороге пищу». И.А. Гончаров, Фрегат «Паллада», 1857г.

Горький Максим «Сказки об Италии»

«Только что погасли звезды, но еще блестит белая Венера, одиноко утопая в холодной высоте мутного неба, над прозрачною грядою перистых облаков; облака чуть окрашены в розоватые краски и тихо сгорают в огне первого луча, а на спокойном лоне моря их отражения, точно перламутр, всплывший из синей глубины вод». М. Горький, Сказки об Италии,1913г.

Грин Александр «Золотая цепь»

«Перламутр, серебро, белый янтарь, мрамор, гигантские зеркала и гобелены с бисерной глубиной в бледном тумане рисунка странных пейзажей; мебель, прихотливее и прелестнее воздушных гирлянд в лунную ночь, не вызывала даже желания рассмотреть подробности».  А. Грин, Золотая цепь, 1925г.

Куприн Александр «Ночлег»

«Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной вышине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца». А.И. Куприн, Ночлег, 1895г.

Лажечников Иван «Ледяной дом»

«Ожидания двенадцатого часа исполнены душевной тревоги. В этот час все уляжется во дворце и месяц уйдет за снежную окрайницу земли. А теперь как все везде суетится! назло ей каким ярким светом налился месяц! как ослепительно вырезывается он на голубом небе! Только по временам струи облачков наводят на него легкую ржавчину или рисуются по нем волнистым перламутром. Как пышет свет этого месяца на серебряный мат снегов и преследует по нем малейшие предметы! Где укрыться от этого лазутчика?» И.И. Лажечников, Ледяной дом, 1835г.

Лермонтов Михаил «Сашка»

И вслед за ним, как лань кавказских гор,
Из комнаты пустилася бедняжка,
Не распростясь, но кинув нежный взор,
Закрыв лицо руками… Долго Сашка
Не мог унять волненье сердца. «Вздор, —
Шептал он, — вздор: любовь не жизнь!» Но утро
Подернув тучки блеском перламутра,
Уж начало заглядывать в окно,
Как милый гость, ожиданный давно,
А на дворе, унылый и докучный,
Раздался колокольчик однозвучный.

М.Ю. Лермонтов, Сашка, 1836г.

Мельников — Печерский Павел «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская»

«После взаимных приветствий, между разговором, Воронцов объявил Разумовскому истинную причину своего приезда; последний потребовал проект указа, пробежал его глазами, встал тихо с своих кресел, медленно подошел к комоду, на котором стоял ларец черного дерева, окованный серебром и выложенный перламутром, отыскал в комоде ключ, отпер им ларец и из потаенного ящика вынул бумаги, обвитые в розовый атлас, развернул их, атлас спрятал обратно в ящик, а бумаги начал читать с благоговейным вниманием». П.И. Мельников – Печерский, Княжна Тараканова, 1867г.

Сологуб Фёдор «Красота»

«Много дней подряд, каждый вечер, любовалась Елена перед зеркалом своей красотой, — и это не утомляло ее. Все бело в ее горнице, —  и среди этой белизны мерцали алые и желтые тоны ее тела, напоминая нежнейшие оттенки перламутра и жемчуга». Ф.К. Сологуб, Красота, 1899г.

Чехов Антон «В овраге»

«Видна была на той стороне по скату рожь — и копны, и снопы там, сям, точно раскиданные бурей, и только что скошенная, в рядах; и овес уже поспел и теперь на солнце отсвечивал, как перламутр».  А.П. Чехов, В овраге,1899г.

Чехов Антон «Три года»

«Панауров любил вкусно поесть, любил хорошую сервировку, музыку за обедом, спичи, поклоны лакеев, которым небрежно бросал на чай по десяти и даже по двадцати пяти рублей; он участвовал всегда во всех подписках и лотереях, посылал знакомым именинницам букеты, покупал чашки, подстаканники, запонки, галстуки, трости, духи, мундштуки, трубки, собачек, попугаев, японские вещи, древности, ночные сорочки у него были шелковые, кровать из черного дерева с перламутром, халат настоящий бухарский и т. п., и на все это ежедневно уходила, как сам он выражался, «прорва» денег».  А.П. Чехов, Три года, 1895г.

Все картинки и фотографии взяты из открытых интернет источников.

Библиотека рекомендует / Литература и минералогия / ПроЧтение