6 октября Челябинская область отмечает памятную дату – День героев Танкограда. Челябинск был вторым в стране по выпуску бронетехники во время Великой Отечественной войны. Однако исторически именно южноуральскую столицу называют Танкоградом. Есть несколько серьезных причин, по которым современники и потомки присвоили Челябинску это славное и грозное имя.
- Тяжелые танки вместо тракторов. . Всего за время войны челябинцы выпустили 18467 боевых машин. «Тридцатьчетверки» составили из них менее трети – 5097 штук. Стоит отметить, что производство тяжелой техники гораздо более сложно и трудоёмко.
- Половина танковых двигателей страны. Помимо собственно танков завод активно выпускал двигатели для них. За время войны предприятие произвело 48,5 тысячи танковых двигателей. Лишь часть из них потребовалась для танков, выпускавшихся в заводских цехах. Получается, что все остальные двигатели в количестве почти 30 тысяч штук были отправлены на другие танковые предприятия. Почти половина танковых двигателей, сделанных страной за время войны, были произведены челябинцами.
- Две добровольческих танковых бригады. Ещё в 1942 году в Челябинске была сформирована 96-я отдельная танковая бригада им. Ленинского Комсомола. Прибыв на фронт, эта часть успешно участвовала в боевых действиях. Опыт формирования подобных подразделений был проанализирован руководством Советского Союза, и признан очень успешным. В связи с этим в 1943 году было дано «добро» на формирование уже целого добровольческого танкового корпуса, знаменитого УДТК.
- Тридцать танковых полков. Также в Челябинске непрерывно велась работа по обучению танкистов. Во время войны в городе и области находилось до тридцати учебных танковых и самоходно-артиллерийских подразделений. Все они вели неустанную деятельность по подготовке кадров – готовили новые экипажи, переучивали старые на другие виды техники и так далее. За время войны через Челябинск прошли десятки тысяч танкистов, обучавшихся боевому мастерству. Танкисты прибывали на завод и помогали сборочным бригадам в сборке тех машин, которые сами в дальнейшем и получат. Скорость выпуска танков возрастала, а танкисты приобретали отличное знание материальной части.
- Наркомат танковой промышленности. Наркомат танковой промышленности Советского Союза был сформирован уже осенью 1941 года, и находился в Челябинске (проспект Ленина, 46) практически всю войну. Со временем он был переименован в наркомат (а потом и министерство) транспортного машиностроения. Получается, что именно в Челябинске находился мозговой центр танковой промышленности СССР. Он координировал действия всех заводов, выпускавших бронетехнику, определял, какие предприятия будут производить танки, когда и в каком количестве. Город не только выпускал танки, он ещё и решал, что будут выпускать другие города и заводы.
- Подробнее об истории Танкограда здесь, здесь, здесь
На улицах Челябинска и сейчас жива память о тех далеких временах — в памятниках, скульптурах, названиях …
Архитектурно-парковый ансамбль «Сад Победы»
Парк в Тракторозаводском районе родился из березовой рощи еще в 1930-е годы, одновременно со строительством тракторного завода. Но до 1960-х годов он был запущенным уголком. Гордое название «Сад Победы» парк получил накануне двадцатилетия Победы в Великой Отечественной войне – 6 мая 1965 года – в память о вкладе легендарного Танкограда в Победу 1975 году, к 30-летнему юбилею Победы, в парке была открыта Площадь Памяти со стелой «Защитникам Отечества», к которой ведет аллея из плит с георгиевскими лентами и именами танкостроителей, погибших в Великую Отечественную войны. В парке создана Аллея ветеранов, а в мае 2007г. начала работать единственная в Челябинской области экспозиция военной техники – музей военной техники под открытым небом – дань танкостроителям ЧТЗ в годы Великой Отечественной войны. В 2015 г. на территории парка открыли памятник «Труженикам тыла»
Памятник труженикам тыла в Саду Победы
Памятник открыли 5 мая 2015г. в Саду Победы. Мальчик и девочка во взрослых телогрейках застыли возле токарного станка. Важной частью памятника стал настоящий токарный станок, на котором в годы войны изготавливали детали для танков. Таким скульптор Сергей Воробьев сделал собирательный образ тружеников тыла. Фигуры отлиты из чугуна. Инициативная группа по созданию композиции работала с фотоархивом музея ЧТЗ, отбирала фотографии подростков, которые могли бы стать прототипами героев памятника, консультировалась с ветеранами — очевидцами событий, чтобы монумент максимально мог передать атмосферу того времени. Считается, что прототипом юноши стал знаменитый бригадир комсомольско-молодежной бригады токарей Василий Гусев. Это о нем композитор Никита Богословский и поэт Борис Ласкин написали популярную в годы войны песню «Василь Васильевич». Рядом с мемориалом была заложена Аллея славы, на которой высадили 50 елей. Памятник, посвященный труженикам тыла, действительно можно назвать народным. Средства на него собирали всем миром
Памятник «Танк»
Памятник «Танк» открыт 8 мая 1965 года к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне. Монумент сооружён по проекту архитектора Евгения Викторовича Александрова. На лицевой стороне пьедестала высечены слова: «Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь Победу над врагом». На боковом фасаде цифры из бронзы – «1941-1945». На стилобате кованный из латуни броневой лист, на котором изображена марка «ЧТЗ». Памятник представляет собой подлинный боевой танк ИС-3 («Иосиф Сталин» — тяжелый танк, разработанный в 1944 — 1945 годах на Опытном заводе №100 в Челябинске), выпуск которого был налажен в фронтовые годы на челябинском танковом заводе. При сооружении монумента танк въехал на постамент своим ходом, по специально построенной эстакаде. Памятник находится на Комсомольской площади в Тракторозаводском районе Челябинска. Отсюда уходили на фронт в 1942 году добровольцы из 97-й танковой бригады, сформированной при школе № 48. А в соседнем со школой доме в годы войны жили знаменитые конструкторы танковой техники: Николай Леонидович Духов и Жозеф Яковлевич Котин.
Памятник «Добровольцам-танкистам»
Памятник танкистам-добровольцам установлен 8 мая 1975 года на месте, откуда танкисты уходили на фронт. Монумент посвящен 63-й гвардейской Челябинской бригаде Уральского добровольческого танкового корпуса. Авторы монумента – скульптор Л. Н. Головницкий, архитектор Е. В. Александров. Скульптурный образ воплощает рабочего-танкостроителя, ещё в рабочем фартуке, но уже надевшего солдатские сапоги и шлем танкиста. Ведущая к монументу дорожка вымощена чугунными плитами, на которых выбиты символические изображения: меч древнерусский разрубает меч тевтонский. Уральский добровольческий танковый корпус, был вооружен, одет и обут на пожертвования уральцев. Его бойцами стали лучшие из лучших, отобранные из десятков тысяч добровольцев. Только в Челябинскую танковую бригаду было подано 49 517 заявлений. На оснащение корпуса в области собрали почти 57 миллионов рублей. Все необходимое – от танков до перчаток – изготовили в нерабочее время. 9 мая 43-го года более 45 тысяч челябинцев пришли на площадь к главпочтамту проводить земляков-добровольцев. Состоялся митинг. На нем зачитали Наказ земляков танкистам: не уронить чести уральцев. Добровольцы ответили клятвой: «Мы вернемся со Знаменем Победы». Свидетелем торжественных проводов челябинских танкистов-добровольцев на фронт 9 мая 1943 года на улице Кирова был и будущий скульптор Лев Головницкий, которому было тогда 13 лет. На месте, где танкисты-добровольцы принимали Наказ, откуда они ушли в бой, поставлен памятник. Он стал символом патриотизма челябинцев. В годы войны танкисты-добровольцы прошли путь до Берлина и Праги, именно они завершили войну, освободив чешскую столицу от фашистов 9 мая 1945 года.
Монумент «Два танка»
В музее подвижного состава под открытым небом Южно-Уральской магистрали к 9 мая 2007 г. были установлены две машины, являющиеся символами воинского и трудового подвига советского народа: танк-паровоз 9-П и танк Т-62. Модель паровоза 9П называлась «танк-паровоз». Приставка «танк» означает не бронирование или вооруженность, а наличие бака, в котором хранилась вода, а иногда и топливо, если паровоз использовал жидкие сорта горючего. У обычных паровозов для этих целей есть тендер – отдельный вагон. Эти паровозы отличались повышенной маневренностью, поэтому в годы войны их активно использовали на самых разных работах . Рядом с паровозом на постаменте стоит танк Т-62, предоставленный Челябинским тракторным заводом. Две эти машины как нельзя лучше символизируют воинский и трудовой подвиг советского народа. Данная мемориальная группа призвана символизировать единство тыла и фронта, чьи усилия в годы Великой Отечественной были направлены на победу. Надпись на пьедестале памятника гласит: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». На фасаде памятника прикреплены орден Отечественной войны первой степени и орден Трудового Красного знамени.
Памятник труженикам тыла «Катюша»
К производству одного из самых грозных орудий Великой Отечественной войны Челябинск имел самое прямое отношение, хотя долгие годы эта информация была засекречена. Вплоть до 1972 года почти никто не знал, что на челябинском заводе имени Д. В. Колющенко (ныне ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины») производили легендарные «катюши», а также мины и снаряды. В годы войны завод был усилен оборудованием и специалистами заводов из городов Москва, Сумы и Херсон. На монтаже оборудования работали по 15−18 часов. Многие совсем не уходили с завода. На его территории построили цех № 3, где велась окончательная сборка «Катюш». В начале 1942 года из ворот вышли первые зачехленные брезентом челябинские реактивные установки «Катюша» для отправки на фронт. 8 мая 1975 года, накануне празднования 30-летия Победы «Катюша» была торжественно установлена на постамент под троекратный оружейный салют. Надпись на постаменте гласит: «Создателям гвардейских минометов — Оружия отмщенья и побед С великой благодарностью». Авторами композиции выступили архитектор Евгений Викторович Александров и
Скульптор Виталий Семенович Зайков
Ленинградский мост
В годы Великой Отечественной войны 20 300 ленинградцев были эвакуированы для работы на оборонных предприятиях Челябинска. 15 тысяч ленинградцев трудились на Челябинском тракторном заводе, куда был перемещен ленинградский Кировский завод. ЧТЗ стал называться Кировским заводом на Урале, а впоследствии — «Танкоградом». Своё название мост получил 8 мая 1999 года. По инициативе городской общественной организации ленинградцев в Челябинске «Блокадное братство» построенный в военные годы мост решено было назвать Ленинградским. В честь этого возле моста воздвигнут памятный знак с изображением знаменитого памятника «Медный всадник». С обратной стороны на памятнике установлена мемориальная доска со следующим текстом:
«Памятный знак установлен в честь ленинградцев, эвакуированных в 1941 – 1942 годах для работы на оборонных заводах Челябинска. Вместе с уральцами они самоотверженным трудом приближали день Победы. Вклад ленинградцев в борьбе за победу огромен! Память о подвиге их священна!». 8 мая 2002 года около монумента Ленинградский мост была захоронена капсула с землей, взятой в парке Победы города-героя Ленинграда.
Наше издание включает в себя информацию: об истории Челябинска-Танкограда; становлении заводов и работе конструкторов и рабочих Челябинска; знаменитом директоре танкового комбината И.Зальцмане; скульптурных памятниках; стихи, посвященные Танкограду; библиографический список (книги и периодические издания).
Все изображения взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images
Календарь знаменательных дат / Краеведческая страница |