Имя ему — Светоч

image_pdfimage_print

alt

Никольский

 Евгений

Васильевич

1917-1978

95 лет со дня рождения

   Есть имена, память о которых не исчезает. Скорее наоборот, чем больше проходит лет, тем ярче становится Светоч – имя, тем сильнее притягиваются к нему сердца людей. Произнося эти имена, мы как бы поднимаем завесу серых будней и видим перед собой сияющий светом мир. Для города Миасса таким стало имя Евгения Васильевича Никольского, художника, педагога.

   Евгений Васильевич родился 17 марта 1917 года в Великом Новгороде и прошел через все трудности и испытания, что выпали на долю его поколения. В 30-е годы работал на Челябинском тракторном заводе, где и стал заниматься живописью в изостудии. В 1941 г. добровольцем ушел на фронт. Получил тяжелое ранение, был демобилизован. Попал в Самарканд, где в 1947 году окончил художественное училище .

Учился у художников З.М. Ковалевской, П.П. Бенькова.

   С 1948 г. жил и работал в Миассе, на протяжении 30 лет преподавал в изостудиях города. Основатель и руководитель изостудии ДК «Автомобилестроителей», которой в 1975 г. присвоено звание народной, в настоящее время носит имя Никольского.

   Из воспоминаний В.Суродина: «Не знаю, что иногда тянуло меня в эти светлые, уютные комнаты изостудии ДК автомобилестроителей. Может, как фотографу, были интересны постановки натюрмортов в рисовальном зале…Но сейчас, спустя годы, я понял, что самым важным и необходимым для меня было общение с человеком, по-отечески со вниманием относившимся к моим будничным проблемам. Этот свой светлый дар Евгений Васильевич Никольский, наверное, чувствовал и, как волшебник, умело, по-доброму пользовался им.»

   Им написаны десятки работ маслом. Но больше всего его привлекала акварель – труднейшая техника, в которой почти невозможны исправления. И, наверное, не будет преувеличением сказать, что Е.Никольский создал миасскую школу акварели..

   Пейзажи «Родники», «Хребты Уральские», «Весенний Разлив», «Развалины мечети Биби-Ханым в Самарканде», «Мартовские тени» и др отличаются лиричностью сюжетов, чистотой цвета.

   С 1948 г. — организатор и участник ежегодных городских художественных выставок.

   С 1949 г. — участник областных, зональных и всероссийских художественных выставок.

   Произведения художника находятся в музеях Миасса, Челябинска и во многих частных собраниях в России и за рубежом.

   Семья художника была творческой, как и он сам. Иначе и быть не могло. Жена — Вера Абрамовна работала в Челябинске концертмейстером в театре ЧТЗ. Дочери – Наталья и Марина. Наталья теперь далеко, за океаном. А Марина Никольская, известный музыкант, всю жизнь проработала в музыкальной школе и в училище культуры и искусств. Часто сопровождала своей игрой открытие художественных выставок. Из ее воспоминаний об отце: «Папа был внутренне многогранен. Участвовал в наших детских, отроческих увлечениях — вплоть до моей влюбленности в минералогию…Стихи моей тезки, Марины Цветаевой, впервые показал мне папа. Он каждый день создавал светлый, гармоничный настрой, умел, не сюсюкая, высветлять наше существование, давал поддержку духу. У нас было много юмора, веселых розыгрышей, добрых шуток и сюрпризов.

   Но он был и тверд. Не выставляя «острых углов», держал жесткую нравственную позицию…Отец подавал нам пример бережности и чуткости к больным, к обделенным заботой».

   Краевед Александр Ушков в своей статье «Светлое не забывается» пишет о Евгении Васильевиче: «Всякий раз, когда что-то напоминает мне о Никольском, я испытываю радостно-возбужденное состояние, словно распахивается огромное окно в прекрасный мир творчества, в мир спокойный, деятельный, огражденный от жизненной суеты».

   Последние минуты жизни провел вместе со своими учениками в лесу.

  А сколько троп было пройдено вместе с учителем! Прошли годы, выросли деревья…И как прежде, приезжают в любимые учителем места художники, пишут этюды, сидят у костра и вспоминают о его волшебном сердце и руках, говорят о его картинах.

   Многие из его учеников окончили художественные училища и, продолжая традиции, учат других тонкому пониманию искусства. В городе работают детские студии, кружки, которыми руководят воспитанники Е.Никольского. Другие стали профессиональными художниками. Но для большинства изостудия была тем местом, куда можно было прийти после трудового дня, встретиться с друзьями, испытать радость творчества.

   И совсем не важно, станет ли созданный им этюд или написанная картина шедевром. Ведь в ней остается частица его души, обновленной, окрыленной, побывавшей в другом, несказанно красивом мире

Литература

Никольский Евгений Васильевич. //Челябинская область: энциклопедия. Т. 4 / гл. ред. К. Н. Бочкарев. — Челябинск, 2004. — С. 589;

Семенов, В. Никольский Евгений Васильевич / В.Семенов // Миасс: энцикл. слов. / отв. ред. Г. В. Губко. — Миасс, 2003. — С. 298;

Баженова Л. Имя — Светоч: Е.В.Никольский / Л.Баженова //Мой приветливый город Миасс. – Миасс: Геотур,1998. –С.291-292

Баженова, Л. Магия его творчества / Л.Баженова // Глагол. — 1997. – 15 марта. – С.3

Еремин, В. Учил не только рисовать // Челяб. рабочий. — 1992. — 28 марта. — С.4.;

К 75-летию со дня рождения Евгения Васильевича Никольского // Миас. рабочий. — 1992. — 17 марта. — С.3.

Суродин, В. Волшебный дар: К 90-летию Е.В.Никольского / В.Суродин // Миас.рабочий. – 2007. —  15 марта. — С.13

Ушков, А. Светлое не забывается / А.Ушков //Миас.рабочий. – 1997. – 14 марта. – С.3

Эпштейн, С. Сердце в наследство / С. Эпштейн //Миас.рабочий. – 1997. – 14 марта. – С.3

alt alt alt
alt alt

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *