Герой России

Глотаем воздух, как хмельной кумыс.

Земля для нас сейчас нужнее хлеба.

Так может Землю полюбить, как мы,

Лишь тот, кто так же любит небо.

Шендрик Владимир Георгиевич

      Штурман-испытатель акционерного открытого общества «ОКБ Сухого» (город Москва). Герой Российской Федерации (18.08.1999), Заслуженный штурман-испытатель РФ (10.04.2006), полковник.

          История Миасса знает несколько человек, удостоенных звания Героя Советского Союза. Все они получили его за подвиги, совершенные во время Великой Отечественной войны.

В 1999 году первым миасцем — Героем России стал Владимир Георгиевич Шендрик.

       Владимир Георгиевич родился 1 января 1954 года в городе Миассе. В 1971 году он окончил среднюю школу № 17. В школе увлекался изучением родного края и даже был награжден путевкой в Артек.

     Любовь к небу появилась у него еще в детстве. Как вспоминает его мама, Любовь Владимировна, впервые на самолете он летал с отцом из Челябинска в Свердловск (ныне Екатеринбург), когда ему было пять лет. Это было его первое знакомство с небом, и оно произвело на него неизгладимое впечатление.

      Однако свое увлечение небом он скрывал не только от друзей, но и от родителей. В 10 классе, весь урок проработав над сочинением на тему «Кем я хочу стать?», Володя сдал пустой листок. Его мать, Любовь Владимировна, работавшая в этой же школе, была в шоке, когда узнала об этом. И только по окончании школы, когда Володя прошел медицинскую комиссию, он, наконец, сообщил родителям, что собирается в летное училище.

    В 1975 году В.Г.Шендрик окончил Челябинское высшее военное авиационное Краснознамённое училище штурманов имени 50-летия ВЛКСМ. Затем служил в ВВС Прикарпатского, Уральского, Северо-Кавказского и Московского военных округов. В 340-м отдельном вертолетном полку – штурман Ми-6. С 1977 года в 48-м гвардейском разведывательном полку был штурманом дальнего разведчика Як-28Р, затем летал на Су-24.

    В интервью корреспонденту газеты «Челябинский рабочий» сам Владимир Георгиевич рассказывает: «Небом я заболел с детства, когда в руки попала книжка Марка Галлая «Вам взлет!» Ее читали все ребята нашего двора, и все мечтали попасть в авиацию. Помню, как собирали фанеру и тряпки для постройки летательного аппарата». А еще раньше, вспоминает Любовь Владимировна, «летали» с зонтиками. Связывали их и прыгали с крыши в снег. Но изо всех ребят только одному Володе удалось осуществить свою детскую мечту. Во время учебы в школе летчиков-испытателей Владимир Георгиевич встретился с Галлаем и сказал ему тогда: «Благодаря Вам я попал в авиацию».

    Стать летчиком-испытателем было очень сложно. Для этого ему пришлось проявить завидную настойчивость. Он обращался к командиру Прикарпатского военного округа, даже к министру обороны с тем, чтобы ему разрешили заняться летно-испытательной работой. И Владимиру Георгиевичу удалось добиться осуществления своей мечты.

    В 1984 году он поступил в Центр подготовки летчиков-испытателей имени Чкалова в городе Ахтубинске Астраханской области. После окончания Центра в качестве ведущего штурмана-испытателя проводил испытания самолетов МиГ-31б, Ту-160, Су-24м и многих других.

    В 1984 году поступил, а в 1985 году окончил Центр подготовки летчиков-испытателей им. В.П.Чкалова (ЦПЛИ) в Ахтубинске (Астраханская область).

   В 1986 – 1998 годах В.Г.Шендрик – штурман-испытатель и ведущий штурман-испытатель Государственного Лётно-испытательного Центра им.В.П.Чкалова. В период службы в Центре установил 6 мировых авиационных рекордов на ударном самолете Су-32ФН. В качестве штурмана проводил различные испытания самолётов МиГ-31, Ту-160, Су-24М и др. В 1998 году уволен в запас в звании полковника авиации.

    В 1998 году в звании полковника В.Г. Шендрик уволился из рядов Вооруженных сил и поступил на должность старшего штурмана летной службы в «ОКБ Сухого». Он принимал участие в выступлениях на мировых авиационных салонах в Ле-Бурже, МАКС и других.

   Официальное заключение экспертной комиссии: «12 июня 1999 года при падении самолета Су-30МКИ со сверхмалой высоты (после того, как при выполнении сложной фигуры высшего пилотажа машина зацепилась хвостом за землю) на авиасалоне в Ле-Бурже экипаж (пилот В.Ю.Аверьянов, штурман В.Г.Шендрик) сумел направить машину на свободный клочок летного поля, избежав человеческих жертв и катапультировавшись в самый последний момент.»

   «Нам доводилось завершать маневр и на 200-метровой высоте. Но в Ле-Бурже после второго вращения Славе показалось, что земля очень близко. (В тот день стояла переменная облачность, и местность освещалась весьма неровно). Он решил не выполнять третье вращение и вывел самолет не как обычно, а под прямым углом. Хвостовой частью мы задели полосу. В зеркале заднего вида я заметил огонь. Медлить было нельзя: самолет горит очень быстро», — вспоминал Владимир Георгиевич. Катапультироваться и прежде приходилось. Правда, во время тренировок, а не при авариях.

   За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1999 года Шендрику Владимиру Георгиевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

   19 августа 1999 года вместе с летчиком–испытателем Соловьевым И.Е. установил 3 мировых рекорда на самолете Су-32ФН в классе С-1l (реактивные самолеты со взлетной массой 35-45 т). Су-32 достиг высоты 16150 м с грузом в 1 и 2 т, а масса груза поднятого на высоту 15000 м составила 2330 кг. Освоил 35 типов самолетов и вертолетов. Принимал участие в испытаниях 30 типов самолетов и их модификаций.

   В 2009 г. в соответствии с решением Собрания депутатов Миасского городского округа школа № 17 стала официально носить имя героя России Владимира Шендрика.

Это первое образовательное учреждение в Миассе, названное в честь героя России.

— На экране мы наблюдаем героев ненатуральных, иной раз и вовсе игрушечных. А тут перед вами самый настоящий герой, — заметил директор МГО «Образование» Михаил Энгельман, представляя виновника торжества, скромно стоявшего на школьной линейке среди официальных лиц.

— Для меня сегодняшнее событие — великая честь, — признался прославленный выпускник школы. — Благодарю за доверие.

   Владимир Георгиевич живет в Москве и продолжает летно-испытательную работу в «ОКБ Сухого». Мастер спорта по авиаспорту, заслуженный штурман-испытатель РФ (2006).

  Награждён орденом Мужества, медалями.

Источники информации:

Шендрик Владимир Георгиевич: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.testpilot.ru/base/2011/08/shendrik-v-g — 29.11.2012г.

Айзенберг, О. Ас из Миасса/ О.Айзенберг // Челябинский рабочий. – 1999. – 17июня. – С.3.

Айзенберг, О. Он катапультировался в Ле-Бурже./ О.Айзенберг // Челябинский рабочий. – 2000. — 15 марта – С.2.

История школы № 17[Электронный ресурс]. – Режим доступа: — http://s17.miass.edu.ru/29.11.2012г.

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *