Как ориентироваться в книжном море

img_0202    20 сентября 2016 года в Центральной городской библиотеке им. Ю. Н. Либединского ведущий библиограф ОБР М. А. Шерстнева провела библиотечный урок для учащихся 8 «А» и 8 «Б» школы № 18 «Как ориентироваться в книжном море: каталоги, картотеки».
Урок состоял из трех частей. В начале урока школьники посмотрели электронную презентацию «Лоцманы книжного моря» и получили общее представление о «маячках» книжного моря – каталогах и картотеках. Ребята узнали, что слово «каталог» означает перечень, список литературы и пришло к нам из Древней Греции; каталог отражает весь фонд библиотеки в карточной форме. Библиограф рассказала о картотеках, которые отражают статьи из книг, журналов и газет.
Вторая часть урока проходила в зале каталогов, где учащиеся наглядно знакомились с каталогами и картотеками. Они осмотрели каталожные карточки и научились заполнять листки требования на книги, узнали, что каталоги бывают алфавитными, систематическими и электронными и в каком случае какой каталог использовать. Например, для поиска книги по автору – используется алфавитный каталог, для написания сочинения и реферата по теме – лучше обратиться к систематическому каталогу, ключом к которому является алфавитно-предметный указатель (АПУ), облегчающий поиск источников.
Школьники познакомились с электронными каталогами и картотеками, где можно вести поиск по автору, заглавию, ключевым словам.

img_0191

Библиограф подробно рассказала школьникам о картотеках, их видах, к какой картотеке лучше обратиться при выполнении запроса. Например, что систематическая картотека статей так же, как  и систематический каталог составлена по отраслям знания и окажет неоценимую помощь при написании рефератов. Ребята узнали, какие существуют тематические картотеки в Центральной городской библиотеке.
В заключение урока учащиеся выполняли практические задания, разделившись на 3 команды. 1 команда вела поиск по алфавитному каталогу (есть ли в библиотеке книги Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», А. Т. Твардовского «Василий Теркин», заполнить листки требования). 2 команда осуществляла поиск по систематическому каталогу (пользуясь АПУ, подобрать литературу по астрономии, рыболовству, составить списки литературы). 3 команда – находила источники по электронному каталогу (кто автор произведения «Город динозавров», «Коралловый замок», подобрать источники о Петре I).

img_0205
Также ребята выполнили поиск и по картотекам (например, найдите литературу об истории зеркала, пользуясь картотекой «История вещей» и т.д.
Все задания школьники выполнили верно, особенно им понравилось вести поиск по электронному каталогу.

img_0244

img_0183

img_0217
img_0214

img_0204img_0220

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *