Тэффи — ангел русской литературы

В мае этого года мы отмечаем 150-летие со дня рождения Надежды Тэффи.  Тэффи (1872-1952) — русская писательница, поэтесса, переводчица. Под этим звучным псевдонимом скрывалась Надежда Александровна Лохвицкая — женщина с невероятным чувством юмора и тонким умом. Ее называли «королевой смеха», а ее произведениями зачитывался русский император Николай II. «Тэффи – «неповторимое явление русской литературы, подлинное чудо, которому через сто лет будут удивляться», — говорил Георгий Иванов..

Надежда Тэффи – прекрасная, ироничная, печальная, солнечная, поцелованная литературными божествами, оставила большой след в культуре ХХ века . Её биография полна интересных фактов,

А вы знаете, что…

Мирра Лоховицкая
  • Александр Владимирович Лохвицкий, отец Надежды был профессором криминалистики, адвокатом, преподавателем Петербургского университета, а также издателем журнала «Судебный вестник».
  • В 13 лет будущая писательница ездила на встречу с Львом Толстым, чтобы попросить его внести изменения в роман «Война и мир» и не дать умереть Андрею Болконскому. Но при встрече со знаменитым писателем девочка растерялась и лишь молча, протянула свою фотографию для автографа.
  • Старшая сестра Надежды Александровны стала известной поэтессой Миррой Лохвицкой, которую Иван Бунин называл «русской Сафо».
  • Надежда Александровна признавалась, что хотела выделиться и поэтому решила взять какое-то необычное и счастливое имя. Решив, что дураки всех счастливее, она вспомнила слугу «дурака Степана», которого домашние называли Стеффи: «отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и,  послала её прямо в дирекцию Суворинского театра». Новая фамилия принесла ей успех: через два месяца пришёл ответ о том, что ее пьесу будут ставить в театре.
  • В 1900 года Надежда Александровна разошлась с мужем и уехала в Петербург — строить карьеру. Своих детей она  с собой не забрала. Хотя многие ее рассказы и повести посвящены детям, с  собственными детьми она не общалась. Только старшая дочь виделась с матерью во взрослом возрасте. Именно она сохранила архив писем и произведений писательницы.
  • В 1913 году, когда готовили сборник к 300-летию дома Романовых, Николая II спросили, кого бы из русских писателей он хотел бы видеть в юбилейном сборнике. Не задумавшись ни на минуту, государь ответил: «Одну Тэффи!»
  • Надежда Александровна всегда ретушировала фотографии и скрывала свой возраст. Ученые выяснили, что когда поэтесса эмигрировала, то при заполнении документов она убавила себе 15 лет.  Тэффи всегда одевалась со вкусом, следила за собой, подкрашивала волосы и умело пользовалась косметикой, дабы выглядеть на приубавленный возраст.
  • Писательница обожала кошек и посвящала им стихи. К людям, которые утверждали, что не любят кошек она всегда относилась настороженно.
  • Тэффи была очень рассеянной. Так, она могла зажечь плиту и поставить чайник на не работавшую конфорку или при отправке денег вписать на конверт свой адрес, а потом искренне радоваться полученным деньгам.
  • Надежда Александровна была против смеха в чистом виде. Её сатира всегда соседствовала с грустью. Вот как сама объясняла своё творчество: «Я родилась в Петербурге весной, а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идёт дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнегреческого театра, два лица: смеющееся и плачущее».
  • Надежда Тэффи пережила две революции, Гражданскую и две мировые войны. Во время Второй мировой войны писательница отказалась сотрудничать с фашистами и её перестали печатать. Жизнь в Париже была ей не по карману, и она уехала в Биарриц. После отъезда её потеряли, и вскоре в литературных кругах распространился слух о её смерти, и в 1943 году поэт Амари (Михаил Цетлин) опубликовал некролог в нью-йоркском «Новом журнале»: «О Тэффи будет жить легенда как об одной из остроумнейших женщин нашего времени».
  • Узнав, что её считают умершей, Надежда Александровна в одном из писем к дочери написала: «Очень любопытно почитать некролог. Может быть такой, что и умирать не стоит». А в другом письме пошутила: «Я сейчас вернулась с кладбища, где была не в качестве покойницы, а навещала Павла Андреевича Тикстона».
  • Несмотря на бедную и голодную старость, нехватку лекарств и одиночество, Надежда Александровна дожила до 80 лет.

Тэффи, Н. А. Собрание сочинений: в 5-ти томах / Н.А. Тэффи. — Москва: Терра — Книжный клуб, 2008. — Текст: непосредственный.

«Этапы»: новелла

Из отзыва читателя: «Маленькая девочка стоит вместе с другими прихожанами на церковной пасхальной службе, смотрит на золото икон, на мерцание свечей, вслушивается в слова, произносимые священником. Она поражена красотой этого момента, торжественностью происходящего, думает о том, как хорошо было бы рассказать об этом подруге, чтобы она поняла и разделила её эмоции. Как до нее донести все это? Как найти слова, чтобы передать всю бурю впечатлений? И молится – «Господи! Сделай так, чтобы я могла рассказать!» В этой просьбе высшим силам вся суть сокровенного желания любого писателя. Суметь рассказать, суметь своим пером перенести читателя в момент, суметь показать, что видишь собственными глазами, передать способность чувствовать звуки и запахи, дать возможность разделить воспоминания, мысли и фантазии. Сделать так, чтобы смеялись и плакали, любили и ненавидели вместе с автором, чтобы сердце сжималось от боли, чтобы душа парила, расправив крылья».

Тэффи получила этот высший дар — делиться своими ощущениями и эмоциями. Ей удалось, она смогла нам рассказать в своих произведениях.  Пять томов детских впечатлений, подростковых переживаний, юношеского трепета, взрослых страданий и радостей.

В лаконичных рассказах, написанных просто и ясно, читатели чувствовали главное: настоящую доброту. В них есть и ирония над естественными слабостями человека, и добрая усмешка, и ноты печали и лиризма, и сострадание, и глубинное милосердие. Рассказы Надежды Тэффи не утратили своей актуальности, хотя написаны были больше 100 лет назад. Просто потому, что писательница искренне и с любовью повествовала о людях и их проблемах.

Библиотека рекомендует / ПроЧтение