1 февраля в Центральной городской библиотеке им. Ю. Н. Либединского прошел День информации «День воинской славы — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве».
200 героических дней обороны Сталинграда вошли в историю, как самые кровопролитные и жестокие. При обороне города погибли и были ранены более миллиона советских солдат и офицеров. Сталинградская битва стала крупнейшей сухопутной битвой в ходе Второй мировой войны и одним из переломных моментов в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.
«Мы помним всех героев Сталинграда,
Ушедших в вечность и живых.
Их подвиг вечен,
И потомкам надо
Учиться доблести у них».
П. Сычёв
В рамках Дня информации для учащихся 3 «А» класса школы № 18 был проведен урок мужества «Дом солдатской доблести», в зале массовых мероприятий представлена выставка «200 дней и 200 ночей».
2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистких войск в Сталинградской битве (1943 год) // Дни воинской славы: хрестоматия. — Москва: Патриот, 2006. — С. 505-548. (ЦГБ)
В статье опубликован ультиматум советского командования командующему 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршалу Ф. Паулюсу; отрывок из романа В. С. Пикуля «Барбаросса»; повесть К. М. Симонова «Дни и ночи»; стихотворение А. Т. Твардовского «Под Сталинградом»; Песня о Сталинграде.
Сталинградская битва. 1942-1943 годы // Сто великих битв. — Москва: Вече, 1998. — С. 466-476. (ЦГБ, ф. 1, 3, 4, 6, 9, 16, 20)
В статье рассказывается об одной из великих битв Великой Отечественной и Второй мировой войн — Сталинградской битве, которая развернулась на площади 100 тысяч кв. км при протяженности фронта от 400 до 850 км и продолжалась 200 дней и ночей. В ней участвовали войска Сталинградского, Юго-Восточного, Юго-Западного, Донского, левого крыла Воронежского фронтов, Волжская военная флотилия и Сталинградский корпусный район противовоздушной обороны. На отдельных этапах силы с обеих противоборствующих сторон составляли свыше 2 млн человек, до 26 тысяч орудий и минометов, примерно 2,1 тысячи танков и штурмовых орудий, около 2,6 тысяч боевых самолетов. Статья содержит карты, список рекомендуемой литературы и источников.
За Волгой для нас земли нет // Калинов, В. И. Русские победы / В. И. Калинов. — Москва: Белый город, 2005. — С. 42-43. (ЦГБ, ф. 20)
Глава «За Волгой для нас земли нет» посвящена величайшей битве в истории Второй мировой войны — Сталинградском сражении, о героизме и мужестве защитников Сталинграда. Фактический материал сопровождается красочными иллюстрациями.
Барятинский, М. Б. 1942. Сталинград / М. Б. Барятинский. — Москва: Яуза; Эксмо, 2009. — 320 с. — (Перелом истории). (ЦГБ, ф. 4 3 17 20)
«За Волгой для нас земли нет!» — с этим лозунгом Красная Армия совершила невозможное, не только устояв под сокрушительными ударами Вермахта, но и перейдя в контрнаступление. 19ноября 1942 года донские степи содрогнулись от залпов тысяч орудий. Окружив четверть миллионную немецкую группировку и отразив все попытки деблокировать Сталинградский «котел», Красная Армия перехватила стратегическую инициативу — чтобы не упустить ее до самого конца войны.
Это был смертный приговор 6-й армии Паулюса и самое страшное поражение Вермахта за всю его историю, начало конца Третьего Рейха.
Мощанский, И. Б. На флангах Сталинграда // 1942-й… От трагедии Крыма до победы под Сталинградом / Илья Мощанский. — Москва: Вече, 2009. — С.132-251. (ЦГБ)
В Сталинградской битве советское командование, умудренное опытом предыдущих поражений, одержало военную и интеллектуальную победу над германским вермахтом.
Автор книги описывает этапы и операции Сталинградской битвы: операцию «малый Сатурн» (16-30 декабря 1942 года), наступление войск Юго-Западного фронта, Острогожско-Россошанскую наступательную операцию (13-27 января 1943 года). Приложение: 201-й дивизион штурмовых орудий в боях под Сталинградом и на Верхнем Дону (январь 1943 года).
Исторический подвиг Сталинграда. — Москва: Мысль, 1985. — 415 с. (ЦГБ)
В книге, составленной на основе материалов научной конференции (ноябрь 1982 г., г. Волгоград), раскрывается всемирно-историческое значение Сталинградской битвы, показываются воинское мастерство и подвиги советских воинов. Отдельное место занимают главы: «Военная победа под Сталинградом — решающий вклад в достижение коренного перелома во второй мировой войне», «Вклад советского тыла в достижение победы под Сталинградом».
Шрётер, Х. Сталинград. Великая битва глазами военного корреспондента. 1942-1943 / Х. Шрётер, пер. с нем. А.С. Нечаева. — Москва: Центрополиграф, 2010. — 315 с. — (За линией фронта. Мемуары). (ЦГБ)
Сразу после окончания войны немецкий военный корреспондент Хайнц Шрётер задался целью написать «книгу о Сталинграде», используя уцелевшие обрывки своей рукописи, собственные записи, информацию от других людей и фрагменты документальных источников. Для того, чтобы наглядно показать страдания, выпавшие на долю участников битвы под Сталинградом, Шрётер использовал фотографии военных корреспондентов.
Книга о сражении под Сталинградом образно и точно воспроизводит драматическую обстановку великой битвы, явившейся переломным моментом Второй мировой войны. Автор пользуется многочисленными свидетельствами очевидцев и выдержками из архивных документов, с немецкой педантичностью приводит объективные данные о количестве вооружения и потерях воюющих сторон.
Сталинград: уроки истории. Воспоминания участников битвы / сост. З. С. Шейнис; под общ. ред. В. И. Чуйкова; предисл. П. И. Батова. 2-е изд. — Москва: Прогресс, 1980. — 495 с. (ЦГБ)
В книге собраны главы из воспоминаний военачальников о Сталинградской битве: Г. К. Жукова, А. М. Василевского, К. К. Рокоссовского, В. И. Чуйкова, А. И. Еременко, Н. Н. Воронова, А. И. Родимцева, И. И. Людникова. Они рассказывают, как был подготовлен и осуществлен разгром гитлеровских армий на Волге, как завершилось это величайшее в мировой истории сражение. В книге представлены главы из воспоминаний немецких авторов — бывших офицеров немецкой армии, окруженной и плененной советскими войсками в битве на Волге: Ф. Паулюса, В. Адама, Л. Штейдле, И. Видера. Они рассказывают о том, что происходило в окруженной немецкой группировке, как рухнули планы гитлеровского командования, что привело к закату всего гитлеровского вермахта, а затем и к его полному разгрому и капитуляции. В сборник включены главы из книги английского писателя Александра Верта «Россия в войне 1941 — 1945 гг.» — личные впечатления о Сталинграде в дни битвы.
Волгоград — город-герой: фотоальбом / сост. В. Е. Зайцев. — Москва: Советская Россия, 1973. — 160 с.: ил. (ЦГБ)
Волгоград (Сталинград) — город-воин, он прикрыл своей стальной грудью матушку-Волгу от фашистов и нанес им сокрушительный удар. В фотоальбоме собраны материалы фотохроники, на которых запечатлены величайшие примеры беззаветного мужества и воинской доблести советских солдат и офицеров.
Толстобров, П. П. Крепче брони / П. П. Толстобров, И. В, Лебедев. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1980. — 256 с. — (Подвиг Сталинграда бессмертен). (ЦГБ)
В первой части книги «В малой излучине» рассказывается о подвиге воинов 40-й гвардейской стрелковой дивизии, стойко сражавшейся с врагом на дальних подступах к Сталинграду — в Малой излучине Дона. Вторая часть «Тридцать три богатыря» повествует о героическом подвиге 33-х воинов 87-й стрелковой дивизии, выстоявших у Малой Россошки против 70 фашистских танков и истребивших 29 из них.
Сталинградская битва в художественной литературе
Венок славы: антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т. Т. 4. Сталинградская битва / сост. А. Корнеев. — Москва: Современник, 1984. — 652 с.: ил. (ЦГБ)
В четвертом томе антологии представлены произведения, отразившие крупнейшее событие Великой Отечественной войны — Сталинградскую битву. Великая битва на Волге стала началом коренного перелома в войне, оказала большое влияние на развитие движения Сопротивления на территории государств, оккупированных фашистскими захватчиками.
В антологии широко представлены произведения прозы, поэзии и художественной публицистики о Сталинградской битве: М. Шолохов «Вот тут научимся, вот в этих самых степях…», главы из романа «Они сражались за Родину»; Л. Соболев «Морская душа» (из фронтовых записок); П. Павленко «Воин», А. Сурков «Сердца матерей», И. Эденбург «Город сдавать нельзя»; М. Луконин «Сталинградский театр»; В. Леднев «На Мамаевом кургане тишина», Р. Рождественский «Малахов курган» и др.
Симонов, К. М. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 2. Дни и ночи: повесть; Рассказы (1943-1945); Пьесы (1940-1945). — Москва: Художественная литература, 1980. — 622 с. (ЦГБ)
Первое правдивое слово о битве на Волге сказали фронтовые корреспонденты, писавшие «по горячим следам» событий. Среди них — Константин Симонов, в одном из своих очерков запечатлевший особый «звук Сталинграда, хруст непоправимо подломившейся немецкой машины, который мы тогда услышали. Не этот ли звук, так и оставшийся до сих пор в наших ушах повелевает руке писать?» — задавал себе вопрос Симонов. Его рука написала «сталинградскую повесть» «Дни и ночи» (1943-1944), где представлена своего рода хроника великой битвы: «Город горел. Он горел всю ночь, весь следующий день и всю следующую ночь. На третий день, когда пожар начал стихать, в Сталинграде установился тот тягостный запах пепелища, который потом так и не покидал его все месяцы осады. …На десятые сутки после начала пожара немцы подошли так близко, что их снаряды и мины стали всё чаще разрываться в центре города…. На двадцать первые сутки наступила та минута, когда человеку, верящему только в военную теорию, могло показаться, что защищать город дальше бесполезно и даже невозможно. Севернее города немцы вышли на Волгу, южнее подходили к ней. Город, растянувшийся на 65 километров, в ширину не имел более пяти, и почти по всей длине его немцы уже заняли западные окраины». Но не «военная теория», а люди были главным «секретом» нашей победы. Сталинградская битва — это не только смерть, кровь и страдания. Это ещё и взлёты человеческого духа, и фронтовое братство, бескорыстие и самоотверженность в борьбе с «врагом, которому казалось, что до победы, как до Волги, рукой подать».
К. Симонов поставил в центр действия повести горстку людей, один батальон, считая, что на таком маленьком участке можно показать и «крайнее напряжение Сталинградской битвы, и её характер, и значение». Он отразил самый тяжёлый период битвы — оборону и закончил повесть днём, когда наши войска перешли в наступление. Показав боевые действия одного батальона, писатель сумел раскрыть характерные особенности Сталинградской битвы в целом.
Бондарев, Ю. В. Горячий снег: роман / Юрий Бондарев. — Санкт-Петербург: Амфора, 2014. — 478 с. — (Великая победа). (ЦГБ)
Эта книга — живое свидетельство тех страшных событий, в которых автор, будучи молодым лейтенантом, лично принимал участие. Действие романа разворачивается под Сталинградом в декабре 1942 года. В основе произведения лежат реальные исторические события — попытка немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала Манштейна деблокировать окруженную под Cталинградом 6-ю армию Паулюса. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.
Плотность времени в романе столь высока, что возникает ощущение перехваченного дыхания. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил.
Образы главных героев в пронзительном одноименном фильме блестяще воплотили великие актеры Георгий Жженов, Анатолий Кузнецов, а музыку написал Альфред Шнитке.
Гроссман, В. С. За правое дело: роман / В. С. Гроссман. — Москва: Советский писатель, 1980. — 688 с. (ЦГБ, ф. 1, 2, 3, 6, 7, 9, 16)
Роман «За правое дело» — первая часть Сталинградской дилогии. Автор постигает закономерности войны и неизбежность победы над фашизмом, истоки и последствия культа личности, глубинные противоречия жизни. Книга вбирает себя много людей и событий — от советского солдата и рабочего до полководцев, от первых боев на границе до великой битвы на Волге, от мелкой рукопашной схватки до генеральной стратегии войны.
Гроссман, В. С. Жизнь и судьба: роман / В.С. Гросман. — Москва: АСТ; Астрель; Хранитель, 2007. — 876 с. (ЦГБ)
Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» — вторая книга дилогии, в центре которой Сталинградская битва. Это многоплановое полотно, повествующее об одной из величайших битв в истории, о нераздельности бытия и смерти, о судьбах государства и личности. Его пронизывает великая и простая философская идея: жизнь — это судьба.
Написанный в 1960 году, роман был отвергнут советской печатью и изъят органами КГБ. Чудом сохраненный экземпляр был впервые опубликован в Швейцарии в 1980, а затем и в России в 1988 году.
Роман является одним из важнейших в русской литературе произведений о Второй мировой войне. Эта книга сложна и многогранна — в ней детально описывается Сталинградское сражение, подробно раскрываются военные события, на фоне которых описаны судьбы центральных персонажей. Гроссман рисует картину боевых действий с удивительной правдивостью, масштаб изложения просто поражает, но в то же время автор уделяет внимание характерам героев, их поступкам, объясняет читателю их мотивы. В итоге получается цельная, единая, очень подробная картина, которая отражает размышления автора о государстве и личности в нем, о морали и политике, о рабстве и свободе.
Роман «Жизнь и судьба» нередко сравнивают с произведениями Льва Толстого. Масштабность повествования, отстраненность автора и в то же время его глубокое сопереживание морально-этическим проблемам главных героев, многоплановость изложения, даже сам его стиль — все это роднит писателей.
Некрасов, В. П. В окопах Сталинграда: повесть / Виктор Некрасов. – Санкт-Петербург: Амфора, 2015. — 350 с. — (Великая победа). (ЦГБ, ф.9)
Историческая повесть, рассказывающая о героической обороне Сталинграда в 1942-1943 годах, написанная вскоре после окончания Великой Отечественной войны, буквально взорвала литературный мир. Впервые опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя» была одной из первых правдивых книг о войне. Книга автобиографична, по форме и манере изложения напоминает дневник и одновременно кадры черно-белой документальной кинохроники о войне. И персонажи В. Некрасова не придуманные — живые… Именно такие люди были в окопах под Сталинградом. Повесть принесла писателю славу, была переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров и переведена на 36 языков. После ее прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени.
По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году на киностудии «Ленфильм» режиссёром Александром Ивановым был снят фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля.
Шолохов, М. А. Они сражались за Родину: главы из романа. Судьба человека: повесть / М. А. Шолохов. — Москва: Астрель; АСТ, 2004. — 285с. — (Мировая классика). (ЦГБ, ф. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20)
Своё слово о тех, кто, кто боролся с немецко-фашистскими захватчиками и отстаивал свободу нашей Родины, сказал и М. А. Шолохов. Мобилизованный в самом начале войны, он больше четырёх лет служил военным корреспондентом Советского информационного бюро) газет «Правда» и «Красная звезда». Не с чужих слов Шолохов знал и Сталинградский фронт, воспоминания о котором вошли в роман «Они сражались за Родину» (1943-1969). Попытка создания романа прослеживалась уже в военное время. Так, отдельные главы его были написаны ещё в 1943 году. Вплотную к созданию романа Шолохов приступил вскоре после Сталинградской победы, которая потрясла мир грандиозными масштабами и величием духа людей, одержавших победу над врагом. Шолохов поставил перед собой задачу показать могучий дух, высокую нравственную силу воюющего и побеждающего народа. Предметом изображения писатель выбрал рядовых защитников Сталинграда — тружеников войны. Шолохов писал: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно всему миру. Но эта война показала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну».
Несмотря на то, что роман не был завершён писателем, яркие, колоритные образы защитников Сталинграда делают его эпическим и ставят в один ряд с наиболее яркими в художественном отношении произведениями о Сталинградской битве.
ЦГБ им. Ю.Н. Либединского |