1 апреля Центральная городская библиотека им. Ю. Н. Либединского приглашает на выставку-просмотр «Николай Васильевич Гоголь. Современное прочтение». Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что
ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы.
Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки / Николай Гоголь; худож. Г. Соколов. — Москва: Самовар, 2017. — 192 с.: ил. — (Школьная библиотека). (ЦГБ)
Сборник повестей («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть») — о прекрасном местечке на Украине, хуторе Диканька. Правда, прекрасным оно кажется лишь днем. А по ночам властвует тут нечистая сила, карает грешников и малодушных, и зло не всегда бывает побеждено…
Гоголь, Н. В. Миргород. Повести / Николай Гоголь. — Москва: Комсомольская правда, 2006. — 318 с. — (Библиотека на все времена. XIX век. 20 том). (ЦГБ, ф. 17)
С произведениями Н. В. Гоголя читатель знакомится в юном возрасте, и они остаются с ним на всю жизнь. Трогательная история двух старичков, героев «Старосветских помещиков», страшный «Вий», знаменитая повесть «Тарас Бульба», рассказывающая о лихой запорожской вольнице, и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» никогда не оставляют читателей равнодушными. Страсть, удаль, яркие образы, поэтичность, живой юмор — всё это в «Миргороде», одном из самых замечательных цикле произведений золотого века русской литературы. Всего четыре повести составляют этот цикл, а до чего различны они по содержанию и героям. Миргород — это не столько конкретный город (хотя и он упомянут). Этим названием автор как бы объединяет все города Малороссии, давая понять, что истории их жителей могли произойти где угодно. И истории эти, несмотря на дальность во времени описанных событий, перекликаются неуловимо с нашим, таким непростым и в то же время, обычным временем… В сборник также входят знаменитые повести писателя: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Коляска».
Гоголь, Н. В. Вечер накануне Ивана Купала / Н. В. Гоголь; худож. В. Чапля. — Москва: Белый город, 2015. — 48 с.: ил. — (Классики — детям). (ЦГБ, ф. 1, 2, 3, 7, 8, 10, 12, 14, 20)
В издании для среднего и школьного возраста представлены две повести Н. В. Гоголя: «Вечер накануне Ивана Купала» и «Пропавшая грамота». Повесть «Вечер накануне Ивана Купала» считается одним из лучших творений писателя. Оно наполнено мистическим содержанием, ведь именно в эту ночь все нечистые силы выходят для того, чтобы заманить безвинную, но требующую или материального достатка, или взаимности в любви, или просто человеческого счастья душу. Так герой произведения — Петр, ради того, чтобы жениться на любимой девушке, составляет договор с Басаврюком (олицетворяющий нечистую силу) и идет в ночь на Ивана Купала в лес…
Гоголь, Н. В. Комедии / Н. В. Гоголь. — Ленинград: Искусство, 1988. — 471 с.: портр. — (Библиотека русской драматургии). (ЦГБ, ф. 1, 5, 7, 16, 17)
Через все комедии Гоголя проходит целый ряд устойчивых приемов комического. Они образуют определенную систему образов, из которых и слагается содержание «смехового мира» Гоголя-комедиографа. Издание включает знаменитые комедии «Ревизор», «Женитьба», драматические отрывки и отдельные сцены из «Игроков», «Владимира 3-ей степени», «Утра делового человека», «Тяжбы», «Лакейской» и др. Вступительная статья Ю. Манна о драматургии Гоголя освещает историю создания пьес и их сценическую судьбу.
Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Ревизор / Николай Васильевич Гоголь. — Москва: Мир книги; Литература, 2006. — 496 с. — (Бриллиантовая коллекция). (ЦГБ, кх, ф. 1, 2, 3, 4, 6, 16, 17, 20)
Николай Васильевич Гоголь — одна из самых аскетических фигур нашей литературы. Вся его жизнь, подобно жизни инока, была непрерывным подвигом и восхождением к высотам духа. Творчество Гоголя оказало исключительно сильное влияние на становление классического реализма и на все последующее развитие, как русской, так и мировой литературы. В том вошли «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», а также комедия «Ревизор».
Гоголь, Н. В. Мертвые души: поэма / Н. В. Гоголь. — Москва: Моск. рабочий, 1982. — 382 с. (ЦГБ) «Мёртвые души» — одно из самых масштабных и значимых произведений русской литературы. Путешествие господина Чичикова по России с целью покупки «мертвых душ» — это в первую очередь масштабное исследование на вопрос, волновавший русских людей во все времена: «Русь, куда ж несешься ты?» Здесь отражены самые разные характеры и личности, снова и снова раскидывает крылья птица-тройка…
В большинстве собраний сочинений Н. В. Гоголя печатается первый том поэмы полностью и ранняя редакция второго тома, датированная 1842 годом. Предположительно, Гоголь сжег более поздний вариант второго тома поэмы.
Гоголь: история и современность: (К 175-летию со дня рождения) / сост. В. В. Кожинов и др. Москва: Сов. Россия, 1985. — 496 с. (ЦГБ)
Горькая правда, сказанная Гоголем о России, была правдой гражданина и патриота. Н. А. Некрасов в письме И. С. Тургеневу заметил: «Гоголь писал не то, что могло более нравиться, и даже не то, что было бы легче для его таланта, а добивался писать то, что считал полезным для своего Отечества». Не оттого ли так современно и своевременно звучат сейчас произведения Н. В. Гоголя? Не оттого ли так настоятельно необходимо сказать то слово о Гоголе, которое еще не сказано. Сборник представляет статьи, заметки, размышления литературоведов и критиков разных поколений. В них предпринимается попытка осознать, что же такое это великое имя Гоголь, уяснить его мировое значение.
Золотусский, И. П. Гоголь / И. П. Золотусский. — 5-е изд. — Москва: Мол. гвардия, 2005. — 485 с.: ил. — (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 961). (ЦГБ, ф. 1, 4, 6, 16, 17, 20)
Книга о Гоголе, принадлежащая перу И. П. Золотусского, по праву считается классикой биографического жанра. Личность гениального русского писателя, произведения которого знакомы нам со школьной скамьи, предстает в ней совершенно по-новому и приобретает поистине эпические масштабы. Перед нами не просто автор «Ревизора» и «Мертвых душ», «Женитьбы» и «Тараса Бульбы», но человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший, по мнению современников, на пороге подлинной разгадки исторических судеб России.
Издание сохраняет первоначальный авторский текст книги, искаженный в первых изданиях неизбежной для того времени идеологической цензурой.
Есенков, В. Н. Совесть. Из жизни Н. В. Гоголя: роман / В. Н. Есенков. — Москва: Армада, 1998. — 523 с. — (Русские писатели). (ЦГБ, ф. 1, 4, 16, 20)
Более ста лет литературоведы не могут дать полную и точную характеристику личности и творчества великого русского художника слова — Н. В. Гоголя. Роман ярославского писателя Валерия Есенкова во многом восполняет этот пробел, в художественной форме рисуя духовный мир одного из самых загадочных классиков русской литературы.
Гоголь и театр / сост. М. Б. Загорский. — Москва: Искусство, 1952. — 568 с.: ил. (ЦГБ)
Издание было выпущено к столетию со дня смерти Николая Васильевича Гоголя. В книгу вошли пьесы «Ревизор», «Женитьба», драматические отрывки и отдельные сцены («Игроки», «Утро делового человека», «Тяжба» и другие), статьи, заметки, письма Гоголя о драматургии и театре. Незабываемые строки писателя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек, и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Манн, Ю. В. В поисках живой души: «Мертвые души»: писатель — критика — читатель / Ю. В. Манн. — Москва: Книга, 1984. — 415 с. (ЦГБ, ф. 1, 16)
Необычна судьба «Мертвых душ». Письма, воспоминания освещают с новой, порой неожиданной стороны и рождение замысла, принятого словно эстафета, от Пушкина, и трагедию второго тома. Уникален в русской литературе и ход создания поэмы, отношения Гоголя с читателем. Перед нами раскрывается диалог Гоголя с читающей публикой — чтение новых глав, жажда критики, поправок, свежих материалов изо всех уголков России. С большой силой воссозданы мучительные творческие поиски Гоголя, его роль для современников, ожидания, споры вокруг «Мертвых душ».
Сарычев, В. А. «… Мне всегда казалось, что в жизни моей мне предстоит какое-то большое самопожертвование…»: [Проблема религиозного искусства в эстетике Гоголя] / В. А. Сарычев // Литература в школе. — 2010. — № 10. — С. 6-13. (ЦГБ, ЦДБ, ф. 4, 9)
В статье рассматривается проблема религиозного искусства, которую обдумывал Гоголь, работая над созданием второго тома «Мертвых душ». Автор показывает, что самым существенным в эстетике писателя было его стремление не столько к художественному воссозданию духовного преображения человека, сколько к реальному его преображению на христианской основе.
Барабаш, Ю. «Своего языка не знает…», или Почему Гоголь писал по-русски?: [место национальной украинской культуры в творчестве Гоголя] / Ю. Барабаш // Вопросы литературы. — 2011. — № 1. — С. 36-58. (ЦГБ)
Автор статьи подчеркивает: «Гоголь, не написавший, как мы помним, ни единой художественной строки по-украински, несомненно был писателем, принадлежащим русской литературе. Право же, в этом нет открытия, я лишь повторяю общеизвестное, общепризнанное; сошлюсь хотя бы на авторитетное мнение И. Франко, который, называя Гоголя «гениальным украинцем», в то же время неизменно относил его к русской литературе».
Кириллова, С. В. Женские образы Н. В. Гоголя в свете идеала писателя / С. В. Кириллова // Проблемы изучения литературы. — Челябинск, 2004. — С. 14-25. (ЦГБ)
Автор составила типологию женских образов в произведениях Гоголя. Первый тип — это образы демонических женщин. Гоголевская Диканька густо населена ведьмами. К этому типу относятся Пидорка, Солоха, паночка из «Вия», мачеха Утопленницы. Вторая, весьма обширная, группа образов — обывательницы, которые представлены, как сварливые жены, сплетницы, жестокие мачехи, бездельницы (злая мачеха Хиври, героиня комедии «Ревизор» — Анна Андреевна и др.). Третья группа — положительные женские образы. Это «неслыханные красавицы» — Оксана, пани Катерина, Улинька.
Информ-досье «Н.В. Гоголь и современная Украина» (2014).
В данном материале исследуется тема: Гоголь, Украина и Россия.
Российский литературовед Владимир Воропаев затрагивает тему «Гоголь и русско-украинский вопрос»: «Среди украинских националистов бытует два разных мнения о Гоголе, оба неправомерные. В одном Гоголь трактуется как предатель интересов Украины, где он родился. В другом — как тайный украинофил в русской культуре. Как известно, Гоголь писал только по-русски. Переводя его повесть «Тарас Бульба» на украинский язык, нынешний переводчик позволяет себе украинизировать текст, существенно искажая при этом смысл. Например, такие основополагающие, значимые слова, как «Русская земля», заменены словами «Украинская земля». Тем самым огромное сужается до малого. Национальное сознание казаков мельчает, и это уже не Гоголь. Вместе с тем великий русский писатель всегда с любовью относился к украинскому народу и ко всему, что связано с его малой родиной…».
ЦГБ им. Ю.Н. Либединского |