17 января — 160 лет со дня рождения актёра, режиссера, педагога и реформатора театра Константина Сергеевича Станиславского.
Константин Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) заложил основы современных представлений об искусстве театре. Его система, направленная на глубокое постижение сценического и актёрского ремесла, до сих пор актуальна и пользуется популярностью во всем мире.
Театром Станиславский увлекся с юности. Играл в домашних любительских спектаклях, учась мастерству на примерах актеров Малого театра. А в конце 1880-х годов стал одним из основателей Общества искусства и литературы, в котором сначала реализовал актёрский талант, потом выступил постановщиком. Экспериментируя со сценическим пространством и декорациями, он искал новые режиссёрские приёмы и театральные формы. К тому были основания: неправдоподобная игра артистов, отсутствие целостности и единства постановки, устаревший драматический опыт — на рубеже XIX-XX веков русский театр претерпевал кризис.
Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко сформулировал задачи и организационные планы, необходимые для театральной реформы. Так, они основали легендарный Художественный театр, сцена которого стала местом воплощения идей, определивших искусство сцены XX века и сформировавших другой тип актёров.
Наиболее полно всё творческое наследие Константина Сергеевича представлено в залах знаменитого дома-музея в Москве. Его адрес — Леонтьевский переулок дом № 6. И рассказ об истории создания музея нужно начать именно с истории улицы, так как каждый дом на ней имеет уникальную судьбу.
В середине XVII века переулок полюбился московской знати и в этот период назывался Шереметьевский, по имени хозяев дома № 27, сохранившегося до наших дней. К середине XVIII века наиболее крупным землевладельцем становится генерал И.М. Леонтьев (двоюродный брат царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I), и переулок называют его фамилией. А в 1938 году название снова меняют на фамилию одного из самых известных жильцов – Станиславского. Очередная смена названия происходит в 1994 году, когда возвращаются к историческому
наименованию – Леонтьевский переулок. Здесь, каждое здание может рассказать о своих знаменитых гостях и хозяевах.
На эту улицу Константин Сергеевич приходит в 1921 году. После революции, как и многие представители знатных семей, он был вынужден покинуть свой прежний дом. Правда, по ходатайству А.В. Луначарского к В.И. Ленину, Станиславский получил разрешение на выбор дома. Главной задачей для режиссёра в тот момент стал поиск помещения, обладающего подходящей акустикой для Оперной студии. Константин Сергеевич остановил свой выбор на Онегинском зале в доме № 6.
Этот старинный особняк, построенный в 1645 году, не раз менял облик. С приходом советской власти дом национализировали и его комнаты превратили в коммунальные квартиры. Так 1-й этаж, предназначавшийся для хозяйственных помещений, был отдан представителям знати, одним из таких жильцов был Ю.А. Бахрушин – сын основателя первого театрального музея в России. Комнаты на 3-м этаже отданы крестьянам, приехавшим в Москву на заработки, позднее их заменили преподаватели Оперной студии. 2-й этаж был поделён на две части: квартиру Станиславского, состоящую из 4-х комнат, и 3-х комнат, принадлежавших Оперной студии.
Особняк в Леонтьевском переулке стал последним домом для Станиславского. В 1938 году, когда Константин Сергеевич скончался, его жена Мария Петровна Лилина начала подготовительную работу по созданию музея. Открытие музея состоялось в 1948 году по инициативе старшей дочери Киры Алексеевой, которая стала первым директором музея.
Музей входит в состав Музея Московского художественного академического театра (МХАТ).
Дом-музей Станиславского бережно хранит личные вещи режиссера, а также мебель и виды интерьеров. Квартира, которую снимал режиссер, состоит из четырех комнат, каждая из них, так или иначе знакома почитателям его творчества. Позже советская власть выделила в пользование режиссеру целый дом, который теперь и носит статус музея.
В числе залов музея — личный кабинет Станиславского, где можно увидеть его рабочее место, любимый стол у окна, где он любил сидеть и где вышли из-под его пера самые знаменитые книги. Рядом — комната его жены, Марии Петровны Лилиной, где также сохранилась обстановка своего времени и детали.
На цокольном этаже дома-музея, четко видна сохранившаяся старинная кладка и сводчатые стены. Здесь при жизни режиссера размещалась гостиная: мягкая мебель и большой рояль в углу.
Второй этаж особняка посвящен репетиционному и творческому процессу. Одно из наиболее известных помещений — так называемое «Синее фойе». Цвет стен здесь неизменно синий, а белые колонны придают помещению роскоши. В центре между колонн стоит массивный стол для текстов ролей. Режиссер выкладывал их сюда на случай, если кто-то из актеров забудет свой текст. Сейчас на столе стоят портреты супругов — Лилиной и Станиславского.
Ключевая фигура в доме-музее и наиболее известный зал — так называемая Оперная студия, или «Онегинский зал». Именно здесь впервые сыграли оперу «Евгений Онегин», поставленную режиссером. Она состоялась с огромным успехом, отчего перешла впоследствии на большую сцену. Оформлен зал в стиле модерн, сцена оснащена подиумом и колоннами в центре. Этот образ со временем стал символом российского классического театра.
Виртуальная экскурсия. Дом-музей К. С. Станиславского. Часть 1. История дома.
Виртуальная экскурсия. Дом-музей К. С. Станиславского. Часть 2. Синее фойе и Онегинский зал.
Литература:
- Горчаков, Н. Режиссерские уроки К.С. Станиславского: беседы и записи репетиции / Н. Горчаков. – Москва: Искусство, 1952. – 573с. – Текст: непосредственный.
- Леонтьевский, Н. Дом-музей Станиславского / Н. Леонтьевский. – Москва: Московский рабочий, 1963. – 135с. – (По музеям и выставкам Москвы и Подмосковья). – Текст: непосредственный.
- Полякова, Е. Станиславский: беседы и записи репетиции / Е. Полякова. – Москва: Искусство, 1977. – 462с. – (Жизнь в искусстве). – Текст: непосредственный.
- Соловьёва, И.Н. К.С. Станиславский: беседы и записи репетиции / И.Н. Соловьёва, В.В. Шитова. – Москва: Искусство, 1985. – 167с. — (Человек. События. Время). – Текст: непосредственный.
- Станиславский: писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра. – Москва: Искусство, 1963. – 276с. – Текст: непосредственный.
2023 год - год педагога и наставника / Библиотека рекомендует / ПроЧтение |