Николай Заболоцкий: «О, я недаром в этом мире жил!»

Загадочными, парадоксальными, на первый взгляд, представляются и творчество, и сама личность Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958) — замечательного русского поэта-философа XX века, самобытного художника слова, талантливого переводчика мировой поэзии.

Войдя в литературу в 20-х годах в качестве представителя Общества реального искусства (Обэриу), автора авангардистских произведений и создателя так называемого «ребусного» стиха, со второй половины 40-х годов он пишет стихотворения в лучших традициях классической русской поэзии, где форма ясна и гармонична, а содержание отличается глубиной философской мысли.

На протяжении всей жизни Н. Заболоцкий пользовался авторитетом человека рассудительного и предельно рационального; в 50-е годы, в зрелом возрасте, он имел внешность чиновника средней руки, непроницаемого и высокомерного для малознакомых людей. Но созданные им произведения свидетельствуют о том, каким тонкочувствующим и отзывчивым сердцем он обладал, как умел любить и как страдал, каким требовательным был к себе и какие величайшие бури страстей и мыслей находили утешение в его способности творить прекрасное — мир поэзии.

О Николае Заболоцком здесь здесь здесь

Ничто в жизни поэта не предполагало этого превращения: из авангардистов — в лирического поэта с чистой незамутнённой душой.. Отношение к женщинам у обэриутов было чисто потребительское, и сам Заболоцкий был среди тех, кто «ругал женщин яростно». Евгений Шварц вспоминал, что Заболоцкий с Ахматовой просто не выносили друг друга. «Курица — не птица, баба — не поэт», — любил повторять Заболоцкий. Пренебрежительное отношение к противоположному полу Заболоцкий пронес почти через всю жизнь и в любовной лирике замечен не был.

Но несмотря на такие жизненные подходы брак Николая Алексеевича сложился удачно и был весьма прочным. Он женился на однокурснице – стройной, темноглазой, немногословной, которая стала прекрасной женой, матерью и хозяйкой.

С Катей Клыковой он встречался четыре года, и все четыре года беспощадно испытывал её на прочность: уходил навсегда и возвращался, провоцировал, устраивал какие-то проверки…. Когда убедился, что Катя ему подходит, и что да, среди всех плохих женщин есть все-таки одна хорошая, то сделал предложение. Она стала музой и единственной любовью поэта. «Многие мои стихотворения, по существу, как ты знаешь, мы писали с тобою вместе. Часто один твой намёк, одно замечание меняли суть дела… А за теми стихами, что писал я один, всегда стояла ты… Ты ведь знаешь, что ради моего искусства я всем прочим в жизни пренебрёг. И ты мне в этом помогла», – писал Заболоцкий жене в конце жизни.

Но в 1956 году случилось то, чего Заболоцкий никак не ожидал – он него ушла жена. 48-летняя Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видевшая от него ни заботы, ни ласки, ушла к писателю и известному сердцееду Василию Гроссману. «Если бы она проглотила автобус, — пишет сын Корнея Чуковского Николай, — Заболоцкий удивился бы меньше!»

Но именно личная трагедия поэта и подвигла его к созданию цикла лирических стихов «Последняя любовь», ставшего одним из самых талантливых и щемящих в отечественной поэзии. Но среди всех стихов, вошедших в сборник, особняком стоит «Признание» — подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций.

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.

Сейчас это, наверное, самая известная песня на слегка измененные стихи Заболоцкого. Авторство музыки приписывают то Александру Лобановскому, то Михаилу Звездинскому, а исполняли её в разное время, например, Алексей Глызин, Николай Носков и Стас Михайлов. Запись с «Песни года — 1990» — здесь

В 1956—1957 гг. поэт создает лирический цикл “Последняя любовь”, состоящий из 10 стихотворений. В них развертывается драматическая история взаимоотношений уже немолодых людей, чье чувство прошло нелегкие испытания.

Клялась ты — до гроба
Быть милой моей.
Опомнившись, оба
Мы стали умней.

Опомнившись, оба
Мы поняли вдруг,
Что счастья до гроба
Не будет, мой друг.

В этих стихах далеко не все так просто и однозначно. Пожалуй, ни о чем здесь не сказано прямо, “открытым текстом”, и драма любви раскрывается прежде всего отраженно, через картины и образы природы, не только изнутри, но нередко и как бы глазами “человека со стороны”.

Цикл «Последняя любовь» — читать

В заключительных стихотворениях цикла (“Встреча”, “Старость”) драматическая жизненная коллизия разрешается и на смену мучительным переживаниям приходит чувство просветленности и умиротворения. Неугасим в памяти “животворный свет страданья” и мелькающий редкими зарницами “отдаленный слабый свет” счастья, но, главное, все самое тяжелое позади: “И только души их, как свечи, / Струят последнее тепло”.

Николай Алексеевич Заболоцкий тонко чувствовал людей и с невероятной точностью мог составить психологический портрет, полагаясь на внутренние ощущения и детали внешности человека. С этой целью он обращается к деталям: уголки губ, ямочки на щеках или морщины на лбу, которые отображают внутренний мир человека. То, как Заболоцкий стремится заглянуть в души людей, и мы это видим в его стихотворении «О красоте человеческих лиц».

Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в стихотворении «Некрасивая девочка». Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи. «Некрасивая девочка» — читать

Поэзию Заболоцкого называют космической

Космизм – это особая философская система, появившаяся в начале двадцатого века. Увлечение Заболоцкого космизмом выросло из его увлечения научными трудами, живописью и, конечно же, из бесконечной любви к природе. Согласно идеям космизма, Вселенная – это единый живой организм, в котором связаны космос, жизнь и разум. Всё живое и неживое взаимодействует и преобразуется из одного в другое.

Эта концепция раскрывается в стихотворении «Я не ищу гармонии в природе». Здесь можно видеть, что поэт не идеализирует мироздание. Мир природы он называет «дремучим», «диким», пение ветров «ожесточённым». В стихотворении говорится и об отношениях человека и природы. Природа устаёт от своего дикого буйства.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Песни на стихи Заболоцкого

«Обрываются речи влюбленных». Два стихотворения Заболоцкого положил на музыку прославленный композитор Андрей Петров. Песни вошли в «Служебный роман» Эльдара Рязанова, известного любовью к песням на стихи классиков (и на свои собственные). Поют исполнители главных ролей — Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков

«Иволга». Стихотворение «В этой роще березовой…» (сокращенное вдвое) положил на музыку композитор Кирилл Молчанов. «Иволгу» исполнял забытый ныне артист Анатолий Бодров, но все помнят ее по фильму «Доживем до понедельника» (режиссер Станислав Ростоцкий), где ее проникновенно поет Вячеслав Тихонов.

А также — «Меркнут знаки зодиака», «Можжевеловый куст»

Стихотворение «Завещание» Николай Заболоцкий написал в 1947 году, когда ему было всего 44 года. Он верит в то, что после смерти продолжит жить — в цветах, чувствах, делах, творчестве других людей. Поэт обращается не к современникам, даже не к подрастающему поколению — он обращается к нам.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.

О творчестве Николая Заболоцкого здесь здесь здесь здесь

Изображения с сайтов: kazan.aif.ru, kratkoebio.ru, kak2z.ru


Библиотека рекомендует / ПроЧтение