Павел Бажов и Миасс


Павел Петрович Бажов (1879-1950) – писатель, чье имя и творчество тесно связано с Уралом. Он родился 27 января 145 лет назад в посёлке Сысертский завод в семье рабочего пудлинго-сварочного цеха Сысертского завода Петра Бажева. Его сын станет знаменитым писателем под несколько измененной фамилией – Бажов.

Современники Петра отмечали, что у него были золотые руки и редкий талант, что давало возможность всей семье удерживаться на плаву. Вот только вспыльчивый характер и пристрастие к горячительным напиткам сыграли с мастером злую шутку — уходя в запой, Петр Бажов всегда устраивал громогласное выяснение отношений с руководством, его увольняли, но через какое-то время возвращали обратно. В этот момент семья бедствовала, жила на те скудные копейки, что зарабатывала своим трудом мать Павла. Мать, Августа Стефановна (Осинцева), происходила из польского крестьянского рода, была тихой и спокойной женщиной. Августа исправно вела сельское хозяйство, хранила тепло домашнего очага, на досуге по ночам плела ажурные чулки и платки, которые продавала за гроши. Павел Петрович всегда с особым трепетом и теплотой вспоминал о своей матери.

И отец, и мать души не чаяли в своем чаде, биографы Бажова отмечают, что мальчик жил в любви и абсолютной гармонии.
О биографии Бажова здесь здесь здесь


Павел Петрович Бажов был и остаётся главной фигурой на литературном небосклоне Урала. Его творчество неразрывно связано с творчеством Мамина-Сибиряка. Романы и очерки Дмитрия Наркисовича подготовили почву для появления сказов. Он ввёл в литературный обиход уральский быт, уральское своеобразие.

С именем Бажова связывают и создание особого жанра литературы – уральского сказа.Читать и понимать сказы достаточно непросто, но и равнодушным они не оставляют: есть люди, которых язык Бажова очень нервирует. Без Мамина-Сибиряка, без его спокойных, традиционных, реалистичных романов Бажова бы просто никто не понял. Мамин-Сибиряк рассказал читающей публике, что есть такой народ – уральцы (на самоцветах сидят, железом подпираются), они живут в России, но у них другой климат, а в голове – свои заморочки. А потом пришёл Бажов и сказал: ребята, у нас душа есть! Есть своё понимание красоты, жизни, справедливости. Большинство современных читателей не любит длинные тексты. Благодаря короткой форме сказов, Бажов оказался нам гораздо ближе, чем Мамин-Сибиряк..

В фольклористике термин «сказ» появился еще до Бажова: в лингвистике он определяется особым слогом, отличающимся от литературной нормы, а в литературе — обязательным наличием повествователя, который рассказывает историю разговорным языком. Сам Бажов говорил, что сказы — это не сказки, потому что в них есть практическая подоплека, связь с реальной жизнью.

Хотя все сказы Бажова «рассказаны» дедом Слышко — Василием Хмелининым из Полевского, — фольклорными они все-таки не были. Рукописи доказывают, что писатель тщательно разрабатывал характеры персонажей, выверял их, искал убедительные языковые формы. Бажов поменял характер самого Хмелинина: у заводского сторожа XIX века не было «пролетарского» самосознания, а в сказах Бажова оно выступает на первый план.Вопреки распространенному мнению его сказы – не запись фольклорных народных сказок, а полноценное авторское литературное произведение.

О жанре уральских сказов здесь здесь здесь

П.П. Бажов написал 55 сказов. 11 из них посвящены Южному Уралу. «Южноуральские» сказы Бажова говорят о настоящих, а не выдуманных мастерах. Они продолжают другие сказы Бажова, где говорится о рабочем мастерстве, об умельцах.

  • Южный Урал в творчестве Бажова здесь
  • Капитонова, Н. А. Писательские судьбы : писатели и Южный Урал / Н. А. Капитонова. — Текст : непосредственный // Литературное краеведение. Челябинская область. — 2012. — С. 15-104.
  • Гайнуллин, М. Челябинск 1941-го глазами англичан : произведения П.Бажова, написанные во врем Великой Отечественной войны / М. Гайнуллин. — Текст : непосредственный // Южноуральская панорама. — 2020. — 12 ноября. — С. 14.

Сюжеты семи сказов Бажова тесно связаны с Челябинской областью. Среди них есть «Иванко Крылатко», который повествует о мастере златоустовского украшенного оружия Иване Бушуеве. О труде каслинских художников-литейщиков говорится в «Чугунной бабушке», а действие «Золотого волоса» происходит на озере Иткуль. Еще в сказах есть «Веселухин ложок», сюжет которого вертится вокруг художников-узорщиков по оружию, а в произведениях «Старых гор подаренье» и «Коренная тайность» говорится о секретах булатной стали. Карабаш с его залежами медной руды упоминается в рассказе «Медная доля». Вот что писал об этом месте Бажов в своем произведении: «Карабаш-гору поглядел довольно. Добрых хозяев, понятно, нигде не нашел, а на горы пожаловаться не могу. Везде богатства положено: с закатного боку медь, с восходного — железо».

Неоднократно бывал Павел Петрович и в Миассе. В 1941 году он посетил Ильменский заповедник — приезжал на торжества по случаю 20-летия музея под открытым небом. Познакомившись с главной «кладовухой» Уральских гор, Бажов пишет свой сказ «Солнечный камень». Кстати, солнечным камнем называют гелиолит

Второе посещение Миасса тоже связано с Ильменским заповедником — Павел Петрович приезжал летом 1945 года на празднование 25-летия Ильменского минералогического заповедника имени В. И. Ленина.

Петр Алексеевич Кузин (в те годы он был комсоргом ЦК ВЛКСМ на строительстве Уральского автозавода), лично встречавшийся с писателем в заповеднике, так рассказывал о нем:
Помню, одет он был в сатиновую рубаху косоворотку, перехваченную тесемным пояском, в сапогах. Привлекал внимание своим большим, открытым лбом, пышной окладистой бородой и пытливым взглядом. При близком знакомстве писатель поразил нас своей приветливостью. Внешне выглядевшее суровым его лицо часто озарялось доброй улыбкой. Непринужденно и весело чувствовали мы себя рядом с этим убеленным сединою знаменитым писателем… На другой день мы ходили осматривать минералогические копи. Павел Петрович рассказывал своим спутникам интересные истории о камнях самоцветах, казалось, он здесь был своим человеком, хорошо знавшим богатства «Ильменской кладовухи». Остановившись на одном из пригорочков, затеяли танцы. По просьбе экскурсантов сплясал под баян и Павел Петрович…

В статье краеведа Василия Морозова, которая вышла в «Миасском рабочем» в 1979 году, приведены строки письма Антона Скаруцкого, работавшего некогда в заповеднике: «Был дан банкет в громадной застекленной веранде. Ее построили еще в 1937 году, в связи с экскурсией в заповедник участников XVII Международного геологического конгресса. Помню, Павел Петрович очень интересовался Ильменскими самоцветами».

В 1960 году в Миассе был снят фильм по повести Бажова «Зеленая кобылка». Съемки проводились в поселке Тургояк и его окрестностях.

Писатель умер в декабре 1950 года знаменитым. Под его пером заговорил этот удивительный край – проснулись горы, заиграли камни, ожили добрые и злые чудовища, голубые змейки, яркие ящерки. Творчество Павла Бажова оставило глубокий след в культуре. Бажов был талантливым рассказчиком, который смог привлечь внимание читателей разных возрастов своими яркими образами и увлекательными сюжетами. И читатели платят ему своей искренней любовью.

На фото слева направо: Е. Ф. Трутнева, П. П. Бажов, П. Ф. Нилин, Л. К. Татьяничева, Б. Н. Михайлов, И. И. Ликстанов. 1948 г.
Павел Бажов во время учёбы в Пермской духовной семинарии, конец XIX века

Краеведческая страница / Цифровая летопись