Детство под защитой

Отшумел праздник —  Международный день защиты детей, но где бы мы ни жили, кем бы ни были – наши права,  права наших детей никто не может у нас отнять. Все дети на планете 365 дней в году должны быть защищены Конвенцией о  правах ребёнка. Веря в эти правила, действуя в соответствии с ними, обещая никогда не нарушать их, мы делаем мир лучше.

Конвенция — это международный юридический документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. На территории нашей страны Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. Это значит, что наше государство должно соблюдать все положения данной Конвенции.

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН предложила  рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

Конвенция была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Сама Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На территории России Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года.

Конвенция состоит из 3 частей, в которых представлены 54 статьи

о правах ребенка.

 Первая часть:

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав.
  • Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
  • Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн.

Вторая часть:

  • Статьи 42-44 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях этой Конвенции.

Третья часть:

  • Статьи 45-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.

Новаторство Конвенции заключается, прежде всего, в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в этой Конвенции.

О праве на образование и воспитании детей

Конвенция в статье 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия бесплатного образования.

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так, среди задач семейного воспитания Конвенция (статья 18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

Статья 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Статья 21 определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».

Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 этого документа, в ней регламентируются приоритеты и  цели общественного воспитания:

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
  • воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • воспитание уважения к окружающей среде.

Список литературы:

  • Астахов, П. А. Я и государство / П. Астахов. — Москва: Эксмо, 2009. — 80 с. — (Детям о праве). – Текст: непосредственный.
  • Астахов, П. А. Я и дорога / П. Астахов. — Москва: Эксмо, 2009. — 128 с. — (Детям о праве). – Текст: непосредственный.
  • Астахов, П. А. Я и магазин / П. Астахов. — Москва: Эксмо, 2009. — 80 с. — (Детям о праве). – Текст: непосредственный.
  • Астахов, П. А. Я и семья / П. Астахов. — Москва: Эксмо, 2009. — 80 с. — (Детям о праве). – Текст: непосредственный.
  • Астахов, П. А. Я и улица / П. Астахов. — Москва: Эксмо, 2009. — 96 с. — (Детям о праве). – Текст: непосредственный.
  • Астахов, П. А. Я и школа / П. Астахов. — Москва: Эксмо, 2009. — 96 с. — (Детям о праве). – Текст: непосредственный.
  • Астахов, П. А. Я отдыхаю / П. Астахов. — Москва: Эксмо, 2009. — 96 с. — (Детям о праве). – Текст: непосредственный.
  • «Детская конституция»: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей / комментарии, советы и рекомендации А.Н. Тарасенковой, Т.А. Масловой. — Москва: Редакция Российской газеты, 2005. — 192 с. — (Библиотечка «Российской газеты»; выпуск №11). – Текст: непосредственный.
  • Духанина, Л. Н. Учителя и ученики: права и обязанности / Л. Н. Духанина. — Москва: Редакция Российской газеты, 2019. — 144 с. — (Библиотечка «Российской газеты»; выпуск №15). – Текст: непосредственный.
  • Тарасенкова, А. Н. Ваш ребенок и его права: закон и мораль / А. Н. Тарасенкова. — Москва: Редакция Российской газеты, 2018. — 176 с. — (Библиотечка «Российской газеты»; выпуск № 15). – Текст: непосредственный.
  • Тарасенкова, А. Н. Труд детей и подростков: что говорит закон / А. Н. Тарасенкова. — Москва: Российская газета, 2015. — 128 с. — (Библиотечка «Российской газеты»; выпуск № 21). – Текст: непосредственный.
  • Усачев, А. А. Приключения маленького человечка: всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей: Повесть-сказка / А.А. Усачев. — Москва: Самовар, 2005. — 96с. — (Школьная библиотека). – Текст: непосредственный.

Все картинки и фотографии взяты из открытых интернет источников.

2024 год - Год семьи / Ваши права / Центр правовой и социально-значимой информации