23 июня, 135 лет назад, родилась Анна Ахматова (1889 -1966). Ее судьба и творчество пришлись на перелом эпохи, и не одной – война, две революции, снова война, строительство нового государства, зачастую враждебного к осколкам прежней жизни, снова война… Что стало с милой девочкой, написавшей
Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье и покой.
Ее муза взрослела вместе с поэтом. Любовная лирика юной девушки сменяется сложными переживаниями взрослой женщины.
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/e4QjnG6dTpkDsFqdG4hI_.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/стихи1.jpeg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/Стихи-7.jpg)
Ее личная судьба отражалась в горьких строчках поэмы «Реквием». Почему ее, которую не печатали, называли «салонной поэтессой», не смело ветрами непростой истории? Почему не осталась она в нашей памяти и литературе женщиной, пишущей о несчастной любви? Возможно потому, что рядом с личными переживаниями всегда шло ясное понимание своего места – большого поэта большой страны?
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/стихи3.jpeg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/стихи.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/стихи2.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/стихи4.jpg)
Анна Ахматова была сильным человеком, эта сила чувствовалась в каждой ее строчке. Эта сила сквозила в каждом жесте, взгляде, повороте головы. Поэтому, наверное, так притягательна была Анна Аматова для художников. Ее образ создавали в своих полотнах, набросках и фотографиях в разное время – современники и потомки.
Трудно сказать, сколько всего существует портретов Анны Ахматовой, – ее писали знаменитые художники начала ХХ в.: А. Модильяни, З. Серебрякова, Н. Альтман, Ю. Анненков, К. Петров-Водкин и многие другие, и на всех полотнах она абсолютно разная. Чеканный профиль, нос с горбинкой, прямая челка, королевская осанка – ее черты знакомы каждому школьнику. Но есть что-то неуловимое, изменчивое, что всегда словно ускользает от художников. И загадка Анны Ахматовой так и остается неразгаданной.
А что увидели художники и фотографы в Анне Ахматовой в один и тот же период ее жизни?
21-летняя Анна Ахматова с вороньими глазами и восхитительно красивыми волосами приехала в Париж в 1910 году вместе со своим мужем. У пары был медовый месяц. Будучи известными поэтами в своей родной России, они направилась прямо к Монпарнасу, любимому месту парижского авангарда. Здесь они познакомились с художниками, скульпторами, поэтами и композиторами, которые переехали в этот район с Монмартра в поисках дешевой аренды, дешевых кафе и разрушенных зданий, которые могли бы служить в качестве студий. Одним из них был 25-летний Амедео Модильяни, художник с аристократическим римским носом, сильной челюстью и шевелюрой черных волос. Он очаровал Анну. Это была встреча сердец и умов. На протяжении всего своего пребывания в Париже Модильяни неоднократно водил ее в египетскую галерею Лувра, чтобы лицезреть поэтессу среди статуй и фризов. Удлиненное тело Ахматовой и нос с изящной горбинкой олицетворяли египетских богинь и королев, которые восхищали Модильяни. Художник написал 16 портретов Ахматовой.
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/фото1906-1.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/карт.jpg)
В 1914 г. был создан один из самых знаменитых портретов Ахматовой кисти Н. Альтмана. Он увидел ее царственной, величественной, самоуверенной, но одновременно хрупкой, беззащитной и женственной. Художник пытался передать саму ее сущность, созданный им образ настолько притягателен, что многие называют эту работу лучшим портретом поэтессы. Осенью того же года художница Ольга Кардовская записала в дневнике: «Сегодня у меня позировала Ахматова. Она своеобразно красива, очень высока, стройна, обаяние модели царит надо мною, страшно отвлечься, хочется работать и жить этой работой». Созданный ею образ несколько идеализирован и смягчен.
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/Фото1913-1.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/картина.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/фото1916-1.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/карт1.jpg)
В 1921 г. образ на портретах существенно меняется, в нем становится все больше трагизма, скорби и обреченности. О рисунке пером Юрия Анненкова Е. Замятин писал: «Портрет Ахматовой – или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу, и в них – столько утрат. Они, как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне». Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Этот портрет в 2013 г. был продан на торгах аукционного дома Sotheby’s за 1,380 млн долларов.
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/карт2.jpg)
В 1910 году Анна Андреевна вышла замуж за Николая Гумилева, в 1918 – они развелись. Судьба брака двух поэтов, двух сильных личностей – была предрешена. Этот этап жизни Ахматовой особенно интересен художникам, уже не знавшим лично своих героев. Зато отлично знавших, как трагично сложится жизнь обоих супругов.
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/карт6.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/карт7.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/карт9.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/карт10.jpg)
1921 год был одним из самых трагичных в жизни Ахматовой: ее первый муж Николай Гумилев был расстрелян, ее учитель Александр Блок умер. В это время выходят два сборника стихов Ахматовой — «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», в которые вошли стихотворения, посвященные обоим поэтам. В тот же год она рассталась со своим вторым мужем. Их брак был не самым счастливым, Ахматова писала: «Мне муж палач, а дом его тюрьма». В этот тяжелый период жизни поэтессы ее написал Кузьма Петров-Водкин.
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/карт8.jpg)
В 1922 г. появились два новых портрета, создающие кардинально противоположные образы. Ахматова Зинаиды Серебряковой – трогательная, нежная, необычайно женственная. Абсолютно иной увидел ее Кузьма Петров-Водкин, на его портрете запечатлен сдержанный и строгий стоик, мужественно переносящий испытания, поэт, поглощенный тем, что происходит внутри. Его Ахматова лишена привлекательности и женской прелести, в ее лице больше мужских черт. Писательница Мариэтта Шагинян назвала эту работу иконой, духовным портретом. А вот сама поэтесса отзывалась о нем так: «Не похож — он робкий».
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/Тырса1.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/карт11.jpg)
В 1926 году Анна Ахматова набрасывает свой автопортрет. А в 1927-1928 гг. серию графических портретов Ахматовой пишет художник Н. Тырса. Эти портреты лаконичны, но очень выразительны. Они выполнены в необычной манере – копотью от керосиновой лампы в сочетании с акварелью. Художник создал тонкий, строгий, поэтический, одухотворенный и скорбный образ поэта.. К этому времени Ахматову совсем перестали печатать: «После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК — не арестовывать, но и не печатать». Осип Мандельштам был впечатлен работами художника:
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу —
Есть на тебе печать Господня.
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/фото1940.jpeg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/фото1940-1.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/фото1960.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/фото1965.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/карт4.jpg)
На портрете 1964 г. художника Лянглебена – измученная болезнями и невзгодами, но не сломленная женщина, пережившая смерть мужа, арест и заключение сына, литературную травлю и забвение. Он писал ее с натуры пять раз, на четырех выполненных тогда портретах Ахматова оставила свои автографы — знак того, что работы ей понравились. Это портреты уже совсем другой Ахматовой, такой, какой вспоминал ее художник и писатель Юзеф Чапский: «Анна Андреевна в большом кресле, внушительная, спокойная, полная, чуть глуховатая. <…> Невольно вспоминаются идеализированные портреты русских цариц XVIII века».
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/06/Ахматова-обложка.jpg)
«Мне голос был…»: А.А.Ахматова (1899-1966): биобиблиографический указатель / составитель О.Б.Шакирова. – Миасс: МКУ ЦБС, 2024.- 20с. – Текст: непосредственный+ электронный.
Указатель включает в себя информацию о биографии и творческом пути А.А. Ахматовой и публикации о ней, хранящиеся в фондах библиотек Миасса. Хронологический охват – 1980-2024 гг. В пособии представлены книги, статьи из сборников и периодических изданий, а также электронные ресурсы.
В публикации использованы материалы: «Анна Ахматова. Биография в портретах» , «12 портретов Анны Ахматовой — 12 попыток запечатлеть неуловимое», «Анна Андреевна Ахматова и её живописные портреты»
Фото с сайта http://ahmatova.niv.ru/foto/
Библиотека рекомендует / ПроЧтение |