Главный по строительству

В ноябре 2025 года исполняется 80 лет тресту «Уралавтострой», самой известной в нашем городе строительной организации. Город становится городом, когда в нем появляются строители. Это они возводят жилища, заводы, школы, кинотеатры и библиотеки, словом, — все, что нужно человеку для жизни. Так сложилось, что у треста «Уралавтострой» две даты рождения: 1939 и 1945 год.

В 1939 году в Миасс на строительство моторного завода приехала небольшая первая монтажная бригада, направленная к нам из Челябинска. Из нее и вырос крупнейший не только в области, но и в России трест «Уралавтострой». В сентябре-октябре 1941 года на объекты строящегося в Миассе завода № 316 стало прибывать оборудование эвакуируемого Московского ЗИСа. С этого времени силами СМУ- 4 треста «Челябстанкострой» началось строительство автомоторного завода. В начале 1942 года СМУ передано вновь созданной Челябинской строительно-монтажной части № 8 (ОСМЧ-8). Начальником части стал М.А. Прихожан, начальником особого строительно-монтажного управления № 4 (ОСМУ-4) Л.Е. Фрейман.

Трест пережил множество реформ и несколько раз был переименован:

  • 1 ноября 1945 года особая строительно-монтажная часть №8 была переименована в ОСМЧ-8 «Уралавтострой» (управляющий — Д. Е. Кузьменко).. Эта дата и считается днём образования треста «Уралавтострой».
  • В 1949 году «Уралавтострой» переименован в трест №41 и переподчинён Главуралприволжскстрою.
  • 30 августа 1956 года трест №41 переименован в предприятие п/я 101 и передан Главспецстрою.
  • В 1970 году предприятие п/я 101 переименовано в трест «Уралавтострой».
  • Последнее изменение произошло в 1999 году, когда предприятие приобрело ту форму и название, с которым существует сегодня — ЗАО «Трест Уралавтострой».
  • 15 июля 2024 года сокращённое наименование изменено с АО «Специализированный застройщик (СЗ) Трест Уралавтострой» на АО «Трест Уралавтострой».

Строим город

В сентябре 1943 года из Шадринска прибыла с оборудованием большая партия строителей. Численность строителей выросла до 5 тысяч человек. Шло интенсивное строительство автозавода, жилых бараков, началась плановая застройка улиц, первая из них — улица Победы. Тогда эта часть города называлась поселком Октябрьский. Такое название получила территория жилого посёлка автозаводцев спустя полгода после начала строительства нового предприятия. Тогда в нём уже действовали самые необходимые в тех условиях учреждения: пекарня, магазин, столовая, клуб, почта.

В течение 1942 года рядом с заводом было построено 3 деревянных дома, 4 барака и 2 землянки (в 1945 г эта улица получила название Победы).

В 1943 году на ул.Сталина (ныне проспект Автозаводцев) возведено 4 двухэтажных дома из бруса (для приезжих специалистов); застраивались шлакоблочными домами кварталы № 26 и 27 на ул. Молотова (ныне Калинина). Школа №17 была открыта в 1948 году. С проспекта Автозаводцев начинался современный Миасс. По узкоколейке, проложенной от проходной завода до железнодорожной станции Миасс, возили материалы для строящихся домов и одновременно рядом укладывали булыжную мостовую. В этом строительстве принимали участие пленные немцы и венгры.

В мае 1946 года в город приезжал автор проекта «Большой Миасс» Рафаил Иосифович Друбецкий, архитектор института «Ленгорпроект», с генеральным планом строительства. Он предусматривал многоэтажную жилую застройку площади от автозавода до старой части города с широкими благоустроенными улицами и сетью трамвайных линий.

В 1954 году появилась современная поликлиника — 3-х этажное здание изящной архитектуры с тщательной внутренней отделкой, а также ещё много других общественных зданий. Как и планировалось, построенный в послевоенные годы проспект имеет выразительную архитектуру: дома небольшой этажности с лепными украшениями. Активно он застраивался и в 1960-е годы.

В 1951 году в Москве на совещании директоров техникумов Министерства металлургической промышленности СССР был решен вопрос о строительстве нового учебного комплекса Миасского геологоразведочного техникума, который было решено строить в пос. Октябрьский по проспекту Сталина.

Сегодня в Миассе не осталось ни одного предприятия, ни одной организации, для которой бы ничего не построил трест «Уралавтострой».

Его сотрудники приняли участие в сооружении объектов Уральского автомобильного завода (сталелитейного цеха, литейного цеха ковкого чугуна, механосборочного и прессово-кузовного производств, главного корпуса). Усилиями Треста введены в строй: производственная база Государственного ракетного центра «ГРЦ им. Академика В.П. Макеева», производственная база НПО Электромеханики, объекты Златоустовского и Миасского машиностроительных заводов, производственные цеха Чебаркульского металлургического завода «Уральская кузница», Сыростанская размольно-обогатительная тальковая фабрика и многое другое. Строил трест и объекты социального и культурного назначения: ДК «Прометей» и ДК творчества «Юность», гостиница «Нептун», дворец спорта «Заря», здания Ильменского заповедника и вокзала, а так же множество объектов городах Челябинской области. Построено более 30 школ и 70 дошкольных учреждений.

И все же одним из основных направлений работы предприятия было и остается жилищное строительство.

Строительная организация, ставшая крупнейшей на Южном Урале, возводила свои объекты и в соседних городах — Златоусте, Карабаше, Чебаркуле, а также в Чебаркульском, Аргаяшском, Уйском районах и даже далеко за пределами Челябинской области — на БАМе, в республике Тыва и вплоть до Армении, куда миасские строители прибыли после сокрушительного землетрясения.

Достойный труд строителей не один раз награждался достойными наградами:

  • 1970 год —трест удостоен Ленинской премии, юбилейной Почётной грамоты ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР.
  • 1971 год — награждение орденом Трудового Красного Знамени за досрочное выполнение заданий 8-й пятилетки.
  • 1972 год — награда юбилейным почётным Знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совмина СССР и ВЦСПС.
  • 1974 год — тресту присуждено переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
  • 1975 год – за проектирование и комплексную застройку машгородка с сохранением живописного ландшафта местности группа архитекторов и строителей получила Государственную премию Российской Федерации.
  • 1976 год — диплом Госкомитета Совмина СССР по делам строительства, ЦК профсоюза строителей и промстройматериалов, Союза архитекторов СССР по итогам Всесоюзного общественного смотра качества строительства.
  • 1982 год — трест удостоен переходящего Красного знамени ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с занесением на Доску почёта ВДНХ СССР.

Среди работников треста 31 заслуженный строитель, 187 человек имеют ордена и медали, 17 — лауреаты Государственных премий, семь человек город назвал своими почетными гражданами.

Трестом «Уралавтострой» в разные периоды его истории руководили профессионалы своего дела: Дмитрий Кузьменко , Николай Коробовский, Иван Седов, Владимир Тихонов, Михаил Лозоватский , Юрий Новиков, Валихан Тургумбаев и единственная женщина – Татьяна Печерских.

Сегодня мы поздравляем работников и руководителей треста «Уралавтостроя» и вспоминаем вехи истории этого замечательного предприятия.

Строители Миасса. Текст: непосредственный // 250 страниц истории : посвящается 250-летию Миасса / [главный редактор А. М. Данилов]. — Миасс, 2023. — С. 136-137. Книга содержит три раздела: «Миасс исторический» (история становления города); «Миасс промышленный» (предприятия города); «Социальная жизнь Миасса в лицах и событиях».

Изображения с сайтов https://newsmiass.ru; https://yandex.ru/images/search?lr=11212&source=related-duck&text=Миасс%20фотографии%20города, https://vk.com/miass_fotoproshloe.

Краеведческая страница / Цифровая летопись