Знамя. 2014.№ 6.

 

На обложке июньского номера «Знамени» обозначена его тема «Непрошедшее». Он открывается публицистическим выступлением Натальи Ивановой «Управляемое прошлое»: «То, что происходит в последнее время в обществе и в государстве, можно квалифицировать как обострение процессов, связанных с исторической памятью».

В большинстве материалов номера – попытка воссоздать прошлое глазами очевидцев и — поневоле — участников событий неласкового ХХ столетия.
Подборка стихов Евгения Рейна «Постой, так не уходят напролом…» — яркое свидетельство мастерства лауреата многих премий. Ну вот, например:

Душа уходит в осень,
колышется при ней,
и мы уже не просим
ни счастья, ни огней.
Она по первопутку
по белому идёт
и лишь одну минутку
она глядит вперёд.
Её не опрокинуть,
не бросить, не отдать,
но если душу вынуть —
какая благодать!

Действие повести Геннадия Прашкевича «Иванов-48» происходит в сибирском городе, коммунальные квартиры которого мало отличаются от таких же в столицах. И те же мечты, ожидания, смешанные с тревогой. Героя, журналиста и автора незаконченной повести, главы которой он отсылает по почте Сталину, как и его соседей, Француженку и Полярника, арестовывают; в эпилоге автор признается, что всю историю он услышал от самого Иванова, приходящегося ему дядей.

Владимир Гандельсман — постоянный автор «Знамени» — представлен циклом стихотворений «Из жизни Гифцова»
Неба синева открытая,
точно озеро в ночи,
землекопами отрытое,
силе света научи.
Нет ни облака, ни идола,
только вверх идти ко дну,
и пока мне душу выдуло,
я к бесцельности шагну.
Не душа в молочных обжигах,
как бы ни была свежа, —
есть края роднее обжитых
и другие — не душа.

Рассказ Михаила Дерунова «Беседы в предзоннике», который за антисоветские листовки, среди которых, в частности, была «Свободу Синявскому и Даниэлю!» оправился в 1967 году в мордовские лагеря. Одним из самых ярких его собеседников на прогулках вдоль колючей проволоки оказался как раз Андрей Донатович Синявский. В редакционной сноске, предваряющей текст, сказано, что повествование «возможно, некоторыми деталями смутит недоверчивого сегодняшнего читателя», однако «автор пишет не понаслышке, а так, каким в его памяти сохранился собственный лагерный опыт».

Повесть художника Бориса Заборова «То, что нельзя забыть» тоже относится к разряду автобиографий. В основном, речь идет о конце 50-х—начале 60-гг. минувшего века. Поступление провинциального юноши в Академию художеств в Ленинграде и первые годы учения. Но не только об этом — немало страниц о любви, как неудачной, так и счастливой.

«Архив». Здесь печатаются «»Люсаныч» и другие отброшенные главы» из воспоминаний Надежды Мандельштам, тщательно подготовленные, снабженные комментариями и предисловием Павла Нерлера.

Вслед за ними — подборка стихов долгое время жившей в Швеции и безвременно ушедшей в декабре 2013 года поэтессы Регины Дериевой «Мраморные сады». По этому заключительному стихотворению можно судить, сколь значителен был ее дар:

…Ну а нам снятся сны, что плывём мы незнамо куда,
И в фольгу, чтобы ей не сгореть, завернулась звезда.
То ли праздник грядёт, то ли будни просыпали соль,
Ходит ангел на цыпочках времени тёмного вдоль.
Сам он белый, как облако. Или он облако есть?
Может, все облака – Гавриилы, несущие весть?
Мы на них не глядим, а они не спускают с нас глаз,
каждый раз продолжая на прерванном месте рассказ.
от Матфея, от Марка, Луки, Иоанна. Века
не меняя своих направлений, идут облака
всей армадой, всем ангельским сонмом, пехотой Христа.
И за ними Небесного Града сияют врата.

В разделе «Театр» публикуется окончание книги замечательных режиссеров Камы Гинкаса и Генриетты Яновской «Что это было?». Речь здесь идет, в частности, об уроках режиссуры, преподанных Георгием Товстоноговым и Анатолием Эфросом.

В разделе «Критика» читатель найдет статью Виктора Есипова «Два гения в одном эшелоне». Поэт и прозаик Варлам Шаламов и литературовед Юлиан Оксман, друг с другом незнакомые, как выяснилось из документов, были отправлены в колымские лагеря в одном эшелоне.

«Непрошедшее». Валерий Сендеров вспоминает чрезвычайно колоритную фигуру своего отца, чудом уцелевшего в годы сталинских репрессий. В название пошла цитата из высказываний мудрого старика, завершившего войну в Германии: «Чужую страну грабят…».

Под рубрикой «Гуттенберг» читатель найдет обзор книг, прочитанных в минувший месяц Сергеем Чуприниным, «Попутное чтение».

В «Переучете» обзор публикаций толстых журналов Олега Лекманова «О дневниках, мемуаров и немного о злости».

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *