Да здравствует книга!

«В наши неспокойные времена книги являются воплощением многообразия человеческого гения и хранилищем богатого опыта человечества, отражая наше общее стремление к поиску смысла жизни и самовыражению, которое заставляет все наши общества двигаться вперед». (Одрэ Азуле, ген. директор ЮНЕСКО)

23 апреля ЮНЕСКО провозгласила Всемирным днем книги и авторского права. Произошло это в 1995 году. Генеральная конференция ЮНЕСКО решила отдать в этот день дань уважения книгам и авторам, призывая всех, и особенно молодежь, находить удовольствие в чтении и уважать незаменимый вклад тех, кто содействовал социальному и культурному прогрессу человечества. Решение было принято с целью просвещения и развития культурных традиций, с учётом того, что книги являются наиболее важным средством распространения знания и самым надёжным способом его сохранения.

Стоит заметить, что 23 апреля еще и символическая для мировой литературы дата: в этот день в 1616 году умерли Сервантес, Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега. Это также день рождения или смерти таких известных авторов, как Морис Дрюон, X. Лакснесс, Владимир Набоков, Дж. Пла и Мануэль Мехиа Вальехо.

Виртуальная интерактивная выставка «Бал классики» посвящена этой знаменательной дате.

Пушкин, А. С. Евгений Онегин : роман в стихах / Пушкин А.С. –  Москва : Детская литература, 2001. – 208 с. — (Школьная б-ка). – Текст : непосредственный.      (ЦГБ, ф. 1,  2, 3, 4, 6, 16, 17, 20)  

Роман знаменитого классика русской литературы описывает судьбу молодого дворянина, представителя российской светской элиты первой четверти 19 века. История его воспитания и формирования в имперском Петербурге сменяется сюжетной линией русской деревни как пространства познания жизни. События частной жизни героя разворачиваются на фоне городского и сельского пространства современной Пушкину России, они охватывают самые разнообразные сферы русской жизни: от деревенских досугов до роскошных светских раутов. Это позволило критику В. Г. Белинскому назвать роман Пушкина «энциклопедией русской жизни».

Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени / Михаил Лермонтов. – Санкт-Петербург : Азбука, 2014. – 512 с. – (Мировая классика). – Текст : непосредственный.                               (ф. 17)

«Герой нашего времени» (1838-1840) стоит у истоков русского классического романа. Многими современниками он был воспринят как «странный». К нему трудно подобрать жанровое определение: его можно назвать и психологическим, и любовным, и приключенческим, и философским. А в центре романа — «странный» романтический герой: сверхчеловек, сверхзлодей, сверхгерой, «необъятным силам» которого находится применение в деятельности пустой и ничтожной. В чем же главная загадка Печорина, да и есть ли она — каждое новое поколение читателей пытается ответить на этот вопрос.

Толстой, Л. Н. Анна Каренина / Лев Толстой. – Москва : Эксмо, 2015. –  960 с. – (100 главных книг). – Текст : непосредственный.     (ЦГБ)

«Анна Каренина»  (1873-1877) — лучший роман о женщине, написанный в XIX веке. По словам Федора Достоевского, «Анна Каренина» поразила современников «не только вседневностью содержания, но и огромной психологической разработкой души человеческой, страшной глубиной и силой». Роман начинается ставшей афоризмом фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Это книга о трагической любви замужней дамы Анны Карениной и блестящего офицера Вронского на фоне счастливой семейной жизни дворян Константина Лёвина и Кити Щербацкой. Автор обличает городскую праздную жизнь, буржуазную культуру, дает масштабную картину нравов и быта дворянской среды Петербурга и Москвы второй половины ХIХ века.

Грибоедов, А. С. Горе от ума : комедия и комментарии / Александр Грибоедов. — Москва : Стрекоза-пресс, 2004. – 192 с. –  (Классика для школы). – Текст : непосредственный.         (ЦГБ)

Всемирную славу Александру Грибоедову принесла его комедия «Горе от ума» (1822–1824). Эта пьеса — сатира на аристократическое московское общество первой половины ХIХ века. Основной конфликт разгорается между Чацким, представителем нового поколения дворян, и обществом Фамусова, в котором принято ценить не человека, а его чин и деньги. «О стихах я не говорю, — писал о комедии А. С. Пушкин, — половина должна войти в пословицы». Действительно, кто из нас не пользуется такими крылатыми выражениями бессмертной комедии: «А судьи кто?», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?»

Тургенев, И. С. Отцы и дети / Иван Тургенев. – Москва : Мир Искателя, 2012. – 176 с. – (Школьная б-ка). – Текст : непосредственный.        (ЦГБ)

Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) показывает становление общественных сил в России накануне реформы 1861 года, раскол на два лагеря: либералов-дворян и демократов-разночинцев. Писатель первым в русской литературе в образе главного героя, Евгения Базарова, открыл тип «нигилиста» — отрицателя всех и всего. После выхода романа это понятие прочно вошло в культурный обиход и стало обозначением целого общественного явления.

Гоголь, Н. В. Ревизор : комедия в пяти действиях / Николай Гоголь. – Ростов-на-Дону : Проф — Пресс, 2017. – 96 с. – (Школьная библиотека). – Текст : непосредственный.        (ЦГБ)

Пьеса «Ревизор» (1836) совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. Это первая русская комедия, в которой антураж не менее важен, чем герои и сюжет. Гоголь так отзывался о своей работе: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека именно справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Сервантес, М. Дон Кихот : роман / М. Сервантес. – Москва : Стрекоза-пресс, 2004. – 224 с. : ил. – (Классика-детям). – Текст : непосредственный.   (ЦГБ, ф. 1, 2, 3, 4, 6, 9, 16, 20)

Задуманный как пародия на рыцарские романы – фэнтези того времени – «Дон Кихот» (1605; 1615) впитал в себя все пласты литературы Возрождения. Мавританские повести, плутовской роман, испанские романсеро, поэмы итальянского Ренессанса – все нашло отражение в этом великом произведении. В свою очередь шедевр Сервантеса оказал колоссальное влияние на развитие мировой литературы и искусства – не случайно Владимир Набоков утверждал, что «читая других романистов, с Дон Кихотом мы в каком-то смысле не расстанемся ни на минуту». Но самое главное, что и спустя четыреста лет «Дон Кихот» остается чертовски увлекательным чтением!

Шекспир, В. Гамлет / Вильям Шекспир. – Санкт-Петербург : Кристал, 2001. – 192 с. – Текст : непосредственный.     (ЦГБ)

Ни одно произведение великого английского драматурга не пользовалось такой популярностью и не оказало такого громадного влияния на европейскую литературу, как трагедия Вильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский» (1600-1601). Знаменитая трагедия Шекспира основана на истории средневекового скандинавского героя Амлоди, по всей видимости, почерпнутой автором из летописи Саксона Грамматика «Деяния данов» XIII века. Король Дании умер, и на его троне воцарился его брат Клавдий. Сыну покойного короля, Гамлету, является призрак отца, раскрывающий страшную тайну: он умер не своей смертью, а был убит братом. Гамлет становится одержим местью, но вынужден таиться и прикидываться безумцем до тех пор, пока не настанет подходящий момент…

Боккаччо, Д. Декамерон / Джованни Боккаччо. – Москва : Рипол-классик, 1997. – 832 с. – (Бессмертная б-ка). – Текст : непосредственный.      (ЦГБ, ф. 6, 17, 20)

Роман «Декамерон» (1353) великого итальянского писателя Джованни Боккачо стал вехой на бесконечном пути человечества к самому себе — иногда ироничному, немного романтичному, часто циничному и всегда грешному, но уникальному в каждой своей личности. 1348 год, итальянский город Флоренция. Разбушевавшаяся эпидемия чумы уносит жизни сотен тысяч людей, город стремительно пустеет. Все классовые различия стёрты, дружеские и семейные связи разрушены, город погряз в аморальности и хаосе. Встретившись в церкви, семь благородных девушек и трое юношей решают спрятаться от смертельной болезни и уехать в загородный дворец на время эпидемии. Слугам запрещено сообщать о каких-либо плохих новостях. Дабы скрасить время, молодые люди задумывают каждый день по очереди избирать «короля» или «королеву» — главного за распорядок дня и общий досуг. На протяжении десяти дней молодые люди рассказывают друг другу свои истории.

Гюго, В. Собор Парижской Богоматери : роман / Виктор Гюго.  – Москва : Эксмо, 2004. – 656 с. –  (Зарубежная классика). – Текст : непосредственный.       (ЦГБ, ф. 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16)

«Собор Парижской Богоматери» (1831) — захватывающий роман, принесший автору всемирную славу. Присущая Гюго способность вдохнуть удивительную жизнь в самую заурядную историю проявилась в этом романе с особым блеском. Нотр-Дам с его таинственным готическим миром, потусторонними химерами становится местом, где жизнь, обезображенная унижениями и наделенная страшной физической силой, из-под гнета обстоятельств пробивается к красоте. Это еще один взгляд на позднее Средневековье, неувядаемая романтическая легенда, к созданию которой Виктора Гюго побудило слово, высеченное на стене собора: РОК. Виктор Гюго перелистал книгу веков и воздвигнул рядом с готическим собором Нотр-Дам-де-Пари бессмертный литературный собор. После публикации этого произведения в художественных вкусах Франции произошел настоящий переворот: дотоле считавшиеся варварскими, средневековые строения стали почитать как каменные Библии.

Стендаль, Ф. Красное и чёрное / Фредерик Стендаль. – Москва : Худ. лит., 1969. –543 с. – (Б-ка всемирной литературы. Сер. вторая ; Т. 110). – Текст : непосредственный.  (ЦГБ)

Стендаль — настоящая фамилия Мари-Анри Бейль — один из тех писателей, кто составил славу французской литературы XIX века. Вершиной творчества писателя стал роман «Красное и черное» (1830). Заурядный случай из уголовной хроники, лежащий в основе романа, стал под рукой тонкого психолога и блестящего стилиста Стендаля человеческой драмой высочайшего накала и одновременно социальным исследованием общества. Жюльен Сорель — честолюбивый и способный молодой человек — пережил и романтическую влюбленность, и бурную страсть, которой не смог противостоять и за которую расплатился жизнью.

Камю, А. Чума. Посторонний : романы / Альбер Камю.  – Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 2003. – 333 с. – (Мировая классика). – Текст : непосредственный.       (ЦГБ, ф. 1, 4, 16, 20)

«Чума» (1947) — это роман-притча. Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведётся от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в заражённом городе. В город приходит страшная болезнь — и люди начинают умирать. Отцы города, скрывая правду, делают жителей заложниками эпидемии. И каждый стоит перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы, с неизбежной смертью. Многие литературные критики «прочитывают» в романе события во Франции в период фашистской оккупации.

Новости библиотек / ЦГБ им. Ю.Н. Либединского