7 февраля -205 лет со дня рождения Чарльза Диккенса (1812-1870), английского писателя.Мы представляем книги о Чарльзе Диккенсе и его творчестве находящиеся в фонде Центральной городской библиотеки им. Ю.Н. Либединского города Миасса.
Исследователи английской литературы утверждают, что ни один из английских писателей не пользовался такой славой, как Чарльз Диккенс. Признание пришло к Диккенсу уже после первого рассказа и не оставляло до последних дней. Его биография нашла отображение и в сюжетах его романов, и в творческой манере. Отец был бедный служащий и за долги попал в тюрьму. Диккенс с малого возраста самостоятельно зарабатывал деньги, работал на фабрике, клерком, репортером в суде и парламенте.
Ведущую тему творчества писателя можно определить как тему борьбы добра и зла, она раскрывается в каждом его произведении. Диккенс считал, что отношение общества к ребенку отображает борьбу добра и зла в нем. Поэтому тема детства — одна из главных в его творчестве.
Роман «Приключения Оливера Твиста» — первый «роман-воспитание», жанр, к которому Диккенс неоднократно обращается. Структура этих произведений похожая: ребенок, которого бросили на произвол судьбы родители, преследуется родственниками, которые охотятся за наследством; благодаря странному стечению обстоятельств герой вырывается из сетей бедности, получает наследство и признание в обществе.
Это отобразилось в «Оливере Твисте», Диккенс считает, что материальная награда, благосостояние — цель, к которой следует идти, которая делает человека счастливым. Зло в «Оливере Твисте» имеет двойную природу: это общественное зло, выраженное в «работных домах», где содержатся обездоленные дети. Другое зло олицетворяется в конкретном герое, который ставит себе за цель уничтожить Оливера. Образ Оливера идеальный, его характер не изменяется на протяжении романа, он не подвергается влиянию обстоятельств, даже находясь среди мошенников.
В следующих романах тема детства углубляет. Диккенс сознает связь между характером героя и обстоятельствами, в которых он действует. Почти все романы Диккенса имеют счастливый конец. Но как писатель-реалист Диккенс видел, что в жизни «счастливые концы» бывают не всегда, он изменяет свое отношение и к проблеме материальной награды героя, показывая, что достижение определенного материального уровня не обеспечивает человеку счастья. Наиболее характерный в этом отношении роман «Дэвид Копперфилд». Герой этого произведения, в отличие от Оливера Твиста, проходит длинный путь духовного развития.
Роман Диккенса «Дэвид Копперфилд» по жанру близок к так называемому «роману воспитания», который обычно рассказывает о жизни героя от младенчества до зрелости. Перед нами история мальчика, ставшего известным писателем. Ребенок, которого в детстве любили и уважали, гораздо дольше сопротивляется злу и насилию. Поэтому самое важное значение имела для маленького Дэвида недолгая, но веселая и безбедная жизнь с доброй, хоть и легкомысленной матерью и любящей, разумной няней Пеготти. Мир вокруг Дэвида поначалу полон радости и добра. И мальчик растет добрым, открытым и доверчивым. Таким он приходит в дом своих будущих верных друзей, простых рыбаков. Он с удивлением узнает, что живущий в старом баркасе брат няни Пеготти усыновил двоих сирот — Эмили и Хэма, и приютил у себя бедную миссис Гаммидж, муж которой погиб в море. Суровая и опасная жизнь рыбаков не ожесточила их сердец, они готовы помочь и посочувствовать любому, даже мальчику из зажиточной семьи, у которого умерла мать. Очень важно для Дэвида, что первая встреча с другой жизнью оказалась встречей с хорошими людьми и навсегда избавила его от сословного чванства.
Но вскоре мальчику пришлось узнать, что мир населяют не только добрые друзья. Мать Дэвида вышла замуж, и в доме появились мистер Мэрдстон и его сестра. Они с холодной жестокостью карали за любое неповиновение Дэвида и его кроткую, безвольную мать. Ему запрещали играть со сверстниками и нагружали дополнительными уроками за ошибки в ответах. Первое унизительное наказание — порка — вызывает у ребенка протест (он кусает Мэрдстона за руку). После этого его ссылают в пансион, в царство злобного и тупого Крикла, где на спину ребенку вешают доску с надписью: «Осторожно! Кусается!» К этому периоду относится его первое общение со сверстниками, двое из которых останутся его друзьями — блестящий самоуверенный Стирфорт и неунывающий добряк Трэдлс. Две модели поведения, два разных характера. В поступках этих юношей можно проследить основу их будущего. Томми Трэдлс, отдающий другу в виде утешения единственное сокровище — подушку, самостоятельно добьется в жизни успеха и безропотно, даже радостно, взвалит на себя заботы о многочисленном семействе своей жены. А Стирфорт, который выдает печальную тайну учителя Мелла (у того мать живет в богадельне) и лишает его куска хлеба, став взрослым, соблазнит и бросит простую девушку Эмили. Дэвид, хотя и привязывается к Стирфорту, смутно понимает всю неблаговидность его поведения в детстве.
Тема детства в творчестве Диккенса раскрывает гуманистическое направление таланта писателя, утверждает добро и справедливость, осуждает равнодушие общества в отношении к детям. Чарльз Диккенс является первооткрывателем этой темы в английской литературе. В каждом его произведении фигурирует тема детства: недетские испытания.
Часто тема сиротства (буквально и при живых родителях, которые равнодушны к ребенку), тема детского одиночества. Дети в его ранних романах пассивны.
В поздних — «Большие надежды» — Пип в центре внимания, он растет. И он уже активнее. Романтическая идея детства как особого мира, обособленного от взрослого существования. Ребенок у Диккенса — носитель лучших человеческих качеств: веры в справедливость, бескорыстной доброты, самозабвенной любви, исследовательского интереса к жизни. В противопоставление светлой детской душе, переживающей все невзгоды, представляется темная, мрачная, полная пороков, жестокости и обмана реальность мира взрослых, отображение которого через детское восприятие и является особенностью произведений Диккенса.
Парадоксальность мышления Диккенса, жестоко бросающего своих маленьких героев в самую грязь человеческого существования, объясняется его верой в то, что именно детская беззащитность способна спасти мир. Идеальный мир обязательно ждет благородных.
Литература о писателе:
- Михальская, Н.П. Чарлз Диккенс / Н.П. Михальская. – М.: Просвещение, 1987. – 128с.
- Нерсесова, М.А. «Холодный дом» Диккенса / М.А. Нерсесова. – М.: Художественная литература, 1971. — 110с.
- Пирсон, Х. Диккенс / Х. Пирсон. – М.: Молодая гвардия, 1963. – 512с. – (Жизнь замечательных людей).
- Сильман, Т. Диккенс: Очерки творчества / Т. Сильман. – Л.: Художественная литература, 1970. – 374с.
- Тайна Чарльза Диккенса / Составит. Е.Ю. Гениева. – М.: Книжная палата, 1990. – 534с.
- Уилсон, Э. Мир Чарльза Диккенса / Э. Уилсон. – М.: «Прогресс», 1975. – 319с.
Честертон, К. Чарлз Диккенс / К. Честертон. – М.: Радуга, 1982. – 203с.
Библиотека рекомендует |