Однажды мне в руки попала книга об американской жизни Сергея Довлатова. Написано живо, ярко, интересно. Писатель по-автобиографически рассказывал, как обустраивался в эмиграции, как «работал на дядю» в русскоязычном издании «Новое русское слово», а потом создал свою газету «Новый американец». Довлатов до мельчайших деталей описывал трудности, с которыми столкнулся, притом вел диалог с читателем, как с самым близким и лучшим другом.
3 сентября день рождения Сергея Довлатова – повод в очередной раз вспомнить о писателе, публицисте и мастере прозы.
Родился будущий писатель 3 сентября 1941 года в Уфе, куда во время войны была эвакуирована семья. Его отец – режиссер, мама – актриса драматического театра. В 1944 году Довлатовы переехали в Ленинград. Через 15 лет в 1959 году Сергей поступил в Ленинградский госуниверситет на филологический факультет. Был отчислен по собственному желанию.
Отслужил в армии, после чего три года прожил в Таллине – с сентября 1972 по март 1975-го. Для получения таллинской прописки около двух месяцев работал кочегаром в котельной, одновременно являясь внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония». Позже устроился на работу в выпускавшуюся Эстонским морским пароходством еженедельную газету «Моряк Эстонии», заняв должность ответственного секретаря.
Являлся внештатным сотрудником городской газеты «Вечерний Таллин», затем принят на работу в отдел информации газеты «Советская Эстония». В своих рассказах, вошедших в книгу «Компромисс», Довлатов описывает истории из своей журналистской практики в качестве корреспондента «Советской Эстонии», а также рассказывает о работе редакции и жизни своих коллег-журналистов. Набор его первой книги «Пять углов» в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР.
В 1975 году Довлатов вернулся в Ленинград. Трудился в журнале «Костёр», писал прозу. Заметим, что в советское время произведения Сергея Довлатова издавались редко. Журналы отвергали его произведения по идеологическим причинам. Опубликованы были лишь повесть в «Неве» и рассказ «Интервью» на производственную тему в «Юности» (в 1974), за последний он получил солидные 400 рублей. Также ему удалось напечатать более 10 рецензий в «Неве» и «Звезде».
Довлатов печатался в самиздате и в эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы». В 1976 году писатель был исключён из Союза журналистов СССР.
В августе 1978 года из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР и поселился в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Членами его редколлегии были Борис Меттер, Александр Генис, Пётр Вайль, балетный и театральный фотограф Нина Аловерт, поэт и эссеист Григорий Рыскин. Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980 годов Довлатов добился читательского успеха у американской аудитории, печатался в престижных журналах «Partisan Review» и «The New Yorker».
При жизни произведения писателя были переведены на английский, немецкий, датский, шведский, финский, японский. Довлатов писал исключительно красивым русским языком. Был замечательным стилистом, подбирал «только лучшие слова в лучшем порядке». Точность довлатовского художественного слова оставляет впечатление большей силы и достоверности, чем живая речь. Вся проза Довлатова в той или иной мере автобиографична. Он писал трудно, ничего не придумывая и не фантазируя, но в рассказах Довлатова люди, их слова и поступки становились крупнее и живее, чем в жизни. Литературный метод Довлатова можно определить как «театрализованный реализм».
За двенадцать лет эмиграции он издал 12 книг в США и Европе. Готовя к печати свои ранние произведения, переписывал их, а в завещании оговорил запрет на публикацию всех текстов, созданных им в СССР. В Советском Союзе писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».
В постсоветской России произведения Довлатова стали невероятно популярны и изданы миллионными тиражами. Его цитировали, ему посвящали сотни статей в прессе. Увы, по-настоящему «советским» писателем ему так и не суждено было стать.
Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на еврейском кладбище «Маунт-Хеброн».
Книги писателя вы можете прочесть в библиотеках города.
Встретились, поговорили / С.Д.Довлатов. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006. — 528с. (фил 4, 20)
В данном издании представлены ранние
произведения писателя, в том числе рассказы из сборника «Демарш
энтузиастов». Завершают том зарисовки из эмигрантской жизни и книга
«Компромисс» — о журналистских буднях.
Заповедник / С.Д.Довлатов. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2006. — 528с. (фил. 1,16)
Как и во многих других произведениях, главный герой является олицетворением самого автора. В отличие от других повестей, в этой, у главного героя вымышленная фамилия и имя. Борис Алиханов – главный герой повести, он разведенный мужчина, писатель. Его жена от него ушла из-за его любви к алкоголю. Много лет он стремился стать известным автором, чтобы его произведения были популярны в обществе. Но с каждым разом он все меньше верил в свой успех. После ухода жены он превратился в безработного, бесцельного человека с пагубной привычкой к алкоголю. Он устраивается работать экскурсоводом в музей, посвященный жизни Пушкина. Он вызывает интерес у одиноких женщин, которые работают в этом музее…
Собрание сочинений в 4-х томах : т.1 / Довлатов С. — Санкт-Петербург : Азбука, 1999. — 400с. (фил 2, 4, 16, 17, 20)
Собрание сочинений / С.Довлатов. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006 — в двух томах. — 576с. (фил 9)
О нем
Компромисс
между жизнью и смертью: К 70-летию Сергея Довлатова / Е. Скульская // Звезда. — 2011. —
№9. — С. 134-145.
ЦГБ им. Ю.Н. Либединского
Поминки
по персонажу: Творчество С.Довлатова
/ Г. М. Литвинцев // Москва. — 2011. — №8. — С. 175-181.
ЦГБ им. Ю.Н. Либединского
Довлатов как культ: влияние творчества Довлатова на современное общественное сознание / О. Кудрин // Новый мир. — 2014. — № 1. — С. 162-174.
ЦГБ им. Ю.Н. Либединского
Псевдонимные юморески и фельетоны Сергея Довлатова : к вопросу об атрибуции / Г. Доброзракова // Вопросы литературы. — 2014. — № 4. — С. 21-54.
ЦГБ им. Ю.Н. Либединского
Один день в истории / ПроЧтение |