8 Марта – прекрасный праздник, который ассоциируется с цветами, теплыми женскими улыбками, а в нашей стране еще и официальный выходной день. Однако не всегда было так, изначально праздник был символом борьбы за равенство полов, отстаивания равных права для женщин и уважения к женскому труду.
Право женщин на высшее образование наравне с мужчинами было реализовано лишь в 1920 году. Женщины – новаторы сделали весомые открытия в разных областях науки, помогли развитию технического прогресса, а также сделали нашу повседневную жизнь комфортнее. Давайте вспомним о некоторых из них.
Зинаида Ермольева (1898 – 1974), микробиолог, одна из родоначальниц отечественной микробиологии. Зинаида Виссарионовна в 1915 году решила стать врачом, узнав, что её любимый композитор – Пётр Ильич Чайковский – умер от холеры. Именно тогда Зинаида решила посвятить себя борьбе с этим заболеванием, и поступила в Донской государственный университет, который и окончила в 1924 году.
Во время эпидемии холеры 1922 года Зинаида едва не умерла в результате эксперимента над собой: исследуя пути заражения этой инфекции, она намеренно выпила воду, содержавшую холерные вибрионы. Благодаря этому смелому эксперименту, ею были определены оптимальные нормы хлорирования воды.
Во время Второй Мировой войны Зинаида Виссарионовна смогла предотвратить распространение эпидемии холеры под Сталинградом. Болезнь началась среди немецких войск и создала угрозу жителям города и русским военным, но благодаря Ермольевой было развернуто производство бактериофага, проведены массовые прививки и хлорирование колодцев, что помогло остановить эпидемию.
Одной из важнейших заслуг микробиолога стало изобретение первого отечественного антибиотика «Крустозина» — аналога пенициллина. Создатель последнего – Говард Флори – в 1944 году был с делегацией в нашей стране и имел возможность сравнить эффективность двух препаратов. Оказалось — «Крустозин» эффективнее, впечатленный этим Флори назвал Ермольеву «Госпожой Пенициллин».
Подробнее читайте: здесь здесь здесь
Магдалина Покровская (1901-1980), врач-бактериолог, доктор медицинских наук, профессор и заслуженный деятель науки России. Эта женщина совершила научный подвиг – разработала и испыталана себе первую живую вакцину против чумы.
Окончив Саратовский медицинский институт, с 1934 по 1952 годы работала на Ставропольской противочумной станции, руководила лабораторией микробиологии.
Особое внимание в своей деятельности Покровская уделяла разработке вакцин. В 1936 году внимание советской печати было привлечено к её опытам по созданию противочумной вакцины, в ходе которых она провела рискованный эксперимент с этой вакциной на себе.
Эта история легла в основу пьесы Петра Жаткина и Германа Вечоры «Сильнее смерти», поставленной в 1939 году Камерным театром с Алисой Коонен в роли Марины Страховой, прототипом которой стала Магдалина Покровская.
Во время Великой Отечественной войны занималась вопросами военной медицины.
Анна Межлумова (1914-2007), учёный — химик, изобретатель высокооктанового бензина.
Заливая в бензобак 95 бензин, не каждый знает, что существованию этого топлива мы обязаны женщине-химику Анне Межлумовой.
Важнейшим показателем качества бензина является склонность к взрыванию, а определяется это так называемым октановым числом. И чем оно выше, тем меньше вероятность, что бензин взорвется. Заведуя лабораторией Грозненского научно-исследовательского института нефтяной промышленности Анна Ильинична смогла выделить из нефти бензин с октановым числом 76, который способствует развитию скорости, быстрому разгону и меньшей изнашиваемости двигателя.
Великая Отечественная война застала Анну работающей в лаборатории завода, который выпускал авиамасла. Ей поручили подготовку завода к эвакуации на Урал. Грозный подвергался бомбежкам, но заводы немецкая авиация не бомбила, надеясь захватить Кавказ. За проявленные мужество и стойкость Анна Межлумова была награждена медалью «За оборону Кавказа».
Ольга Ладыженская (1922- 2004), математик.
Ольга Александровна Ладыженская – родилась в небольшом городе Костромской области. Её отец – Александр Иванович – школьный учитель математики и бывший офицер царской армии – рано привил дочери любовь к своему предмету (уже в десять лет она легко справлялась с задачами из высшей математики), но её дорога к науке оказалась нелегка. В 1937 году отец был репрессирован и расстрелян, а клеймо «дочери врага народа» долгое время мешало Ольге поступить на математико-механический факультет Ленинградского университета.
Только в 1943 году она смогла поступить на механический факультет МГУ, а в 1947 году – в аспирантуру, где впоследствии получила звание доктора физико-математических наук и стала профессором кафедры высшей математики и математической физики. Известная своей строгостью, пытливостью ума и прямолинейностью, Ладыженская стала автором более 200 работ. Её исследования в области теории гидродинамики помогают в разработках, связанных с движением судов, торпед, крови в сосудах и жидкости в насосах.
Ольга Александровна была разносторонним человеком и любила не только науку, но и живопись, поэзию и музыку. Среди её друзей были многие деятели культуры: она дружила с Анной Ахматовой и входила в группу избранных, кому поэтесса доверяла свои стихи в годы репрессий. Александр Солженицын включил Ольгу Александровну Ладыженскую в список 257 свидетелей, чьи рассказы, письма, мемуары и поправки использованы при создании книги «Архипелаг Гулаг».
Елена Григоренко, (1965) клинический психолог.
«Когда привязанность надежная, то у маленького человека простор для исследовательской деятельности. Он во все включается, зная, что у него сильные тылы. Отходит от матери, возвращается к ней, что-то ей показывает — это огромная когнитивная стимуляция. А если привязанности нет, то нет и ощущения безопасности, а значит, и интеллектуальная активность ниже, и переживание ошибок намного драматичнее», — рассказывает Елена Григоренко. Этой теме посвящена и работа ее Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ — она исследует, как на интеллектуальное развитие ребенка влияет отсутствие семьи. Результаты исследований не только внесут вклад в понимание процессов раннего развития, но и помогут социальным службам, которые работают с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Научные интересы Елены Львовны включают познавательное развитие ребенка, а также диагностику, этиологию и терапию различных неспособностей к обучению, расстройств развития языка и речи и аутизм.
Елена Григоренко преподает в Бэйлорском медицинском колледже, Хьюстонском и Йельском университетах. Она член редакционного совета журналов «Экспериментальная психология» и «Психологическая наука и образование».
В наше время знание истории и результатов великих научных открытий российских женщин-ученых мотивирует молодых девушек идти в науку, заниматься высокими технологиями, работать в крупных лабораториях мира и создавать продукты, меняющие жизнь человечества в целом. Согласитесь, ведь даже само слово «наука» — женского рода.
Ваши права / Центр правовой и социально-значимой информации |