В первый день лета, 1 июня, во многих странах мира отмечают праздник — Международный день защиты детей. Решение о проведении Дня защиты детей было принято в 1925 году на Всемирной конференции, посвященной благополучию детей, проходившей в Женеве. День защиты детей стал необходим в связи с увеличением количества опасностей, которым они подвергаются. Праздник официально учредили в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин. Впервые День защиты детей отметили в 1950 году.
У праздника есть свой флаг — полотно зеленого цвета, на котором вокруг символа, обозначающего нашу планету, расположились пять разноцветных схематических человечков (красный, синий, черный, белый и желтый). Всё вместе это символизирует единство и разнообразие людей, живущих на Земле.
О детях и их проблемах пишут книги, снимают фильмы. И каждый фильм говорит о главном: дети всего мира имеют право на счастливое детство.
Фильм снят по роману Иэна Макьюэна — его название отсылает к британскому «Закону о детях» 1989 года, который должен был обеспечить защиту несовершеннолетних и способствовать их благополучию. В основе сюжета судебное дело в отношении 17-летнего Адама Генри, страдающего лейкемией, которое рассматривает судья Высокого суда Англии Фиона Мэй. Для продолжения лечения ему необходимо переливание крови, однако родители Адама относятся к религиозной организации свидетелей Иеговы, которая запрещает подобные процедуры. Для вынесения решения судья едет в больницу, чтобы встретиться с Адамом и понять, почему молодой талантливый музыкант и поэт готов позволить болезни взять верх. Очень важная деталь: Адаму до совершенства остаётся около двух месяцев, он почти совершеннолетний. Но судья Фиона Мэй считает: дело рассматривается здесь и сейчас, поэтому Адам не имеет права принимать решение самостоятельно. Если проводить параллель с Российским законодательством, то больница также вправе подать в суд, если ребёнок находится в критическом состоянии.
Пронзительная семейная драма рассказывает об одиннадцатилетней девочке Анне, которая отсуживает у родителей право самой распоряжаться своим телом. Старшая сестра девочки больна лейкемией. Родители знали, что в определенный момент ей потребуется почка для пересадки и потому зачал Анну искусственно, в пробирке. С детства она знала, что будет донором для сестры и с детства была к этому готова. Но когда наступил решающий момент, она предпочла обратиться к адвокату, чтобы вернуть себе право распоряжаться своим телом.
Внешне заботливая, но в душе эгоистичная, мать героев этой картины Кейко нарушает принципы Декларации о правах ребёнка. О существовании трёх других младших детей, проводящих весь свой день в четырёх стенах, не знает никто, кроме их самих и их матери. Кейко уверена, что соседи непременно выселят всех, у кого больше одного ребёнка. Только 14-летнему сыну Сигэру разрешено выходить из квартиры. Она не позволяет своим детям ходить в школу, и даже старшему сыну — он должен кормить младших, пока мама на работе. Дети, не имея возможности выходить на улицу и посещать школу или детский сад, отстают в физическом и социальном развитии от своих сверстников. Однажды вечером Кейко не возвращается домой. Она, таким образом, нарушает право своих детей расти в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Детям, оказавшимся без поддержки матери, приходится учиться самостоятельно организовывать свою жизнь.
В центре сюжета — мальчик по имени Зейн, который даже точно не знает, сколько ему лет, так как у него нет документов. Мальчишке пришлось повзрослеть, не узнав детства. Вместо того чтобы пойти в школу, он трудится в лавке и присматривает за младшими сестрами. Когда его 11-летнюю сестру продают местному богачу, Зейн в знак протеста уходит из дома. Пытается заработать деньги, чтобы спасти сестру и уехать в сказочную Швецию. Бесстрашный подросток, давший отпор негодяю и убивший его, оказывается в тюрьме, где подает иск на родителей, осуждая их за то, что они дали ему жизнь в этом жестоком мире. Все роли, исполнили непрофессиональные актеры, и каждый из них воплотил на экране частичку собственной биографии.
Бедный юноша Джамаль, выросший в трущобах, решает принять участие в индийской версии телепрограммы «Кто хочет стать миллионером?». Все — и ведущий, и зрители, — уверены, что юноша выйдет из игры сразу же после первого вопроса. Но этого не происходит — раз за разом он продолжает давать всё новые и новые правильные ответы. Почему? Ведь юноша не учился в школе! Разгадка в том, что почти каждый задаваемый вопрос, связан с прошлым Джамиля. И, давая правильный ответ на вопрос, он вспоминает свою недолгую, но насыщенную жизнь — детство в тесных трущобах Бомбея, потерю матери, детский приют, работу гидом у Тадж-Махала, первую и единственную любовь — Латику… Нарушения прав ребёнка здесь происходят на протяжении всего фильма, ведь главные герои — дети-сироты, до которых нет дела государству. Всё заканчивается хорошо — Джамиль выигрывает 20 миллионов и уезжает со своей любимой. Но в жизни всё далеко не так безоблачно — ничего ещё не закончилось, Трущобы Мумбая ещё не разрушены. Ведь ситуация, представленная в фильме — отражает реальное положение дел в Мумбае — бывшем Бомбее. Показательна дальнейшая жизнь актёров Ажжарутина Моххамеда Измаила (юного Салима) и Рубины Али (юной Латики) после окончания съёмок фильма. Им и их семьям обещали квартиры… Но, в итоге, они так и остались жителями трущоб, а Рубина даже чуть не была продана в сексуальное рабство собственными родителями.
Вопреки представлению о том, что семья — это святое, не всегда в отношениях между родителями и детьми складываются так, как всем того бы хотелось. В этих фильмах подростки переосмысливают свою жизнь и мечтают поскорее обрести свободу.
Мир Джельсомины и трех ее сестер сконцентрирован на удаленном от цивилизации «королевстве», где девочки и их отец с утра до ночи занимаются приготовлением меда. И пока родитель счастлив, что в его мир не проникают никакие внешние угрозы, Джельсомина отчаянно хочет узнать, что же находится за его пределами. Такой шанс девочке предоставляется. В городе объявляют конкурс для местных фермеров под названием «Страна чудес», который сулит победителю не только денежное вознаграждение, но и возможность выбраться за пределы до ужаса надоевшего быта. В тайне от родителей Джельсомина подает заявку на участие. Это честная история о взрослении и о том, что слушать свое сердце всегда важнее чьего-либо мнения, даже если оно родительское.
Кристин учится в выпускном классе католической школы захолустного городка в Сакраменто, предпочитает называть себя выдуманным именем «Леди Бёрд» и мечтает стать студенткой одного из университетов восточного побережья Америки. Мать стремление дочери не разделяет, мотивируя это небольшими успехами Кристины в учебе и незавидным финансовым положением в семье. Из-за этого между двумя близкими людьми постоянно происходят ссоры, после которых героиня еще больше хочет уехать из дома. Режиссер картины Грета Гервиг хотела, чтобы история взросления ее героини отличалась от шаблонных подростковых фильмов, у которых в центре внимания оказываются не вопросы самоопределения, а влюбленность в «прекрасного принца», которая способна разрешить все проблемы. Основной акцент фильма делается на обретении героиней самой себя, и на взаимоотношениях с мамой, недаром черновое название картины было «Матери и дочери».
День защиты детей создан в первую очередь для взрослых, его главная цель — рассказать всем людям о проблемах и трудностях, с которыми сталкиваются наши дети и напомнить о том, как важно защищать их права.
Ваши права / Центр правовой и социально-значимой информации |