«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»

– А вы знаете, что Пушкин создал свой русский литературный стих? По сути дела, сегодня все мы говорим на языке великого поэта, – так считает миасский прозаик, поэт,  член союза писателей РФ Марат Шагиев.

Встреча «Пушкин как создатель русского литературного языка» прошла недавно в центральной городской библиотеке им. Ю.Н.Либединского.  Мероприятие было посвящено 225-летию со дня рождения поэта.

– Могу предположить, что Александр Сергеевич Пушкин, очарованный народным языком сказок из уст Арины Родионовны, захотел рассказать их своим друзьям-лицеистам, а затем и всем людям. Но оказалось, что народные слова и меткие обороты речи лежат в области, так называемой, низкой, неизящной литературы, – рассказал Марат Хатыпович.  –  До Пушкина в русском литературном языке доминировала теория трех стилей (высокий, средний и низкий). Высокий стиль ориентировался на отдаленный от народной речи церковнославянский язык, низкий – смешивал бытовую лексику и просторечия и не пропускал в себя элементы высокого стиля. Многие поэты писали возвышенно-поэтически.

И вдруг появился Пушкин и начал писать простым, понятным обществу языком. В своем роде он произвел литературную революцию. В литературном сообществе того времени широко обсуждали пушкинский слог.  В 1820 году учитель Пушкина, известный литератор и переводчик Василий  Андреевич Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя — в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила». Побежденному учителю было 37. А победившему ученику 21 год.

Царскосельский лицей. Рисунок А.С. Пушкина в черновике VII главы «Евгения Онегина», 1831 год.

В литературном обществе, продолжил Марат Шагиев, в то время образовались два лагеря. К одному примкнули литераторы и критики, которых называли «классиками» за то, что они свято блюли и защищали классицистические устои. Приверженцы его увидели в поэме Пушкина опасные приметы нового, неведомого доселе искусства. «Новый, пагубный род поэзии»,- так аттестовал поэму консервативный «Вестник Европы». Защитников старины оскорбила близость «Руслана и Людмилы» к народной поэзии, нарушение чётких канонов жанра поэмы. В общем, Пушкину серьёзно доставалось от современников. Многие смотрели на него свысока, считали вольнодумцем.

Дарья Фикельмон, внучка Кутузова говорила о Пушкине так: «Пушкин, писатель, ведет беседу очаровательным образом – без притязаний, с увлечением и огнем; невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде».

В то же время все отмечали его необыкновенный ум, прозорливость, энергичность, доброту, резвость и неугомонность. За гиперактивность в литературных кругах его даже прозвали сверчком. Поэт держал себя в прекрасной форме: плавал, занимался верховой ездой и фехтованием, катался на коньках.

На литературный вечер в «Либединку» пришли любители поэзии, в том числе и члены литобъеденения «Ильменит» Александр Петров, Любовь Падерина.  К чтениям присоединилась и поэтесса Людмила Олифирова. На лето она приехала из Москвы в родные места.

Марат Шагиев и соведущий литературного вечера библиотекарь Владимир Мухин попеременно числи стихи великого поэта, обсуждая его творчество и жизнь, ну а зрители присоединялись к чтениям.

В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг.

Фоторепортаж с мероприятия вы можете посмотреть здесь.

Видеоролик с прошедшего мероприятия смотрите на нашем Ютуб канале

Машгородок / Новости библиотек / ЦГБ им. Ю.Н. Либединского