Свадебный камень

Продолжаем знакомить вас с материалами рубрики «Литература и минералогия». Сегодня речь пойдёт о камне-символе счастья, любви и верности.

На Синайском полуострове
Лет, так тысяч шесть назад,
Видно Боги с неба сбросили
Камни, что чаруют взгляд.

Краски моря, синь небесная,
Блеск лазоревой росы -
Вплетены, как нить чудесная
В нежный камень бирюзы.

Минерал сокрытый тайною,
Много мифов и легенд
По одной и самой главною,
Оценил их Магомет.

Для жены тиару дивную -
Бонапарт - оригинал
Бирюзой не оценимою,
Он украсить приказал.

В камне магия не новая,
Нет любви - меняет цвет.
А с тиарой бирюзовою,
Будет знать всегда ответ.

Есть сказания печальные -
Изменение цветов.
Про кончину не случайную,
Знал и грозный Годунов.

Страж покоя и гармонии,
Талисман от разных бед.
Обереги носят воины -
Камень славы и побед.

В драгоценных украшениях,
Есть волшебная краса.
Вызывает восхищение,
Сказкой нежной бирюза.
Нурия Шагапова

Известный академик Александр Ферсман в своём труде «Рассказы о самоцветах» так написал об этом камне: «Нет ни одного камня, который играл бы большую роль в человеческих суевериях, чем именно персидская бирюза».

Как известно, химический состав этого природного камня никогда не бывает постоянным, видимо, по этой причине в разные времена и у разных народов появлялись огромное количество мифов, которые старались объяснить изменчивый характер этого камня. Расскажем и мы о некоторых легендах…

  • Самой известной бирюзой и, возможно, самой главной, считается тот камень, на котором некогда была выгравирована легенда об основателе мусульманского государства и самого Ислама – Магомете. Магомет почитается как религиозный праведник, отвергнувший языческие верования и противопоставивший им учение о всемогущем и едином боге. Главная священная книга мусульман — «Коран» — являет собой сборник проповедей, которые были вложены Аллахом в уста Магомета – так он должен был донести истину до людей. Так вот, вся жизнь и деятельность, учения и чудеса, которые творил при своей жизни Магомет, уместились именно на бирюзе, на одном-единственном камне.
  • Еще один пример бирюзы в истории связан с именем Наполеона Бонапарта, который в 1810 году поразил Марию Луизу — свою будущую супругу и императрицу, преподнеся ей великолепный свадебный подарок — прекрасную тиару, которую украшали бриллианты и бирюза. Поначалу тиара была украшена только бриллиантами и изумрудами, но затем по приказу императора Наполеона изумруды (а их насчитывалось 79 штук!) были заменены ювелирами на бирюзу.
  • О происхождении бирюзы сложено немало легенд, одна из них, например, гласит, что в бирюзу превратились кости людей, некогда умерших от любви. Не смотря на странность этого мифа,   есть и разумное объяснение. Когда впервые появилась мода на бирюзу, наряду с натуральным камнем на рынке стали появляться и различные подделки. Изготавливались они из стекла, или дешевую белесую бирюзу подкрашивали в нужный цвет. Помимо этого, за бирюзу выдавали ископаемые кости, один из видов которых обладает голубоватым или зеленоватым цветом (подобные яркие цвета имеют только те виды костей, которые были подвергнуты воздействию подземных вод, в составе своем содержащих медь и железо). Возможно, в те времена появилась и эта красивая легенда, помогающая торговцам сбывать подобный товар.
  • Еще одна легенда о бирюзе связана с любовью, возможно, потому, что у народов Кавказа и Древней Азии бирюзу признавали обязательным элементом свадебного украшения невесты. Отсюда, возможно, и появилось известное восточное поверье – получая перстень с бирюзой из рук любимой, камень этот будет нежно-голубого цвета. Но если она разлюбит тебя, то камень потускнеет и утратит свой цвет. Это будет знаком того, что любимую ты потерял навек. Персидский поэт Саади так писал в 13 веке о бирюзе: «И блекнет бирюза влюбленных, когда проходит любовь».
  • Так как бирюза была украшением невест, её стали называть «камнем верности», а вместе с тем стали приписывать ей такие свойства, как помощь влюблённым пережить разлуку или примирение поссорившихся влюблённых. Персы дарили её, желая продемонстрировать свое чувственное влечение к женщине, а вот в Германии и России бирюза украшала обручальные кольца, считалось, что так брачный союз будет укреплён, а супруги в семейных ссорах легко достигнут примирения.  Но бирюзу ещё древние римляне называли камнем богини любви Венеры, поэтому точно установить, почему и с какого периода времени бирюза получила репутацию камня влюблённых на сегодняшний день практически невозможно.
  • Монгольские ламы в древние времена полагали, что бирюза может отразить различные состояния здоровья. Иными словами, если камень бледнеет – значит, его хозяин болен, но цвет камня способен восстановиться, если его хозяин поправится. Существует предание, согласно которому царь Иван Грозный предвидел свою скорую смерть именно благодаря бирюзе – она буквально тускнела на глазах. Английскому путешественнику Джерому Горсею царь говорил так: «Посмотрите на бирюзу и возьмите её в свои руки. Она по-прежнему ярка у вас в руках, но как тускнеет она, если положить её мне на руку! Я заражён болезнью, и потому бирюза теряет свой цвет. Она предвещает мою смерть». И действительно, согласно современным минералогическим исследованиям, легенды о «жизни» и «смерти» бирюзы имеют под собой реальное основание. Пористая бирюза легко впитывает жиры и ароматические вещества, воздействие углекислого газа заставляет её потерять свой небесно-голубой цвет, поэтому она становится серо-зеленой, белёсой. Вот по этой самой причине от влажных рук больного царя бирюза тускнела.
  • Ещё одна легенда о бирюзе связана с лошадьми и верховой ездой. До наших дней дошло поверье, что всадник, скачущий на лошади, чья сбруя украшена бирюзой, никогда не упадет из седла и будет неуязвим. Действительно, в Средней Азии бирюза являлась амулетом для лошадей, ею украшали лошадиную сбрую и сёдла, так она превращала коня в верного товарища и выносливого скакуна. Потому говорили: «Как солнце совершает свой быстрый бег по небесному своду, так стремителен бег лошади по земле, если уздечка её украшена бирюзой». Возможно, это предположение о магической связи верховой езды и бирюзы возникло благодаря укладу жизни народов Средней Азии. Персы издавна славились великолепными наездниками, притом, что они также любили бирюзу. Так, наверное, была брошена фраза, что перс никогда не упадет с лошади, ведь он всегда носит при себе бирюзу. Ну а дальше – это уже дело веры каждого…

Немало есть легенд о бирюзе, немало впереди и научных открытий, которые могли бы пролить свет на ту или иную легенду. На сегодняшний день по-прежнему остаются актуальными слова академика А. Е. Ферсмана: «Может быть, еще много фантазий и легенд, связанных с самоцветами, найдет свое основание в казавшихся таинственными, но просто ещё не изученных и не познанных свойствах самого камня»

Самоцветам люди издавна приписывали магические свойства, предполагая, что между камнем и человеком существуют глубинные таинственные связи. Описывая различные жизненные ситуации и литературных героев, писатели невольно способствовали укреплению поверий о магическом влиянии на судьбу человека этих удивительных творений природы.

  • Мельникова, И. А. Колечко с бирюзой: роман / И. А. Мельникова. — Москва: Эксмо, 2007. — 384 с. — (Вера, надежда, любовь). — Текст: непосредственный.

Когда-то Наташа совершила роковую ошибку — вышла замуж за нелюбимого, а с Игорем Карташевым, единственным мужчиной в её жизни, рассталась и даже не объяснилась, застав целующимся с другой. На память о нём осталось лишь колечко с бирюзой… И вот новая встреча, через много лет. Игорь не узнал в ней, красавице-брюнетке, девочку с золотой косой, сломавшую ему жизнь. Но почему-то очень болезненно отреагировал, когда на Наташу обратил внимание местный авторитет Пеликан. А друг Игоря Степанок, сотрудник правоохранительных органов, решил этим воспользоваться и попросил Наташу познакомиться с Пеликаном поближе…

  • Тургенев, И. С. Записки охотника: повести / И. С. Тургенев. — Москва: Мир книги, 2007. — 448 с. — Текст: непосредственный.

Вот как Иван Тургенев в 1850 году,  описывал кольцо из бирюзы: «…Признаюсь, он не произвёл на меня приятного впечатления. Это был, по всем признакам, избалованный камердинер молодого, богатого барина. Его одежда изобличала притязание на вкус и щегольскую небрежность. Круглые воротнички его белой рубашки немилосердно подпирали ему уши и резали щеки, а накрахмаленные рукавчики закрывали всю руку вплоть до красных и кривых пальцев, украшенных серебряными и золотыми кольцами с незабудками из бирюзы».

  • Салтыков-Щедрин, М. Е. Избранное / М.Е. Салтыков-Щедрин. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 1998. — 864 с. — (Русская классика). Текст: непосредственный.

Михали Салтыков — Щедрин, в своем дневнике путешествий по Европе, из  очерков которого впоследствии вышла  книга «За рубежом», пишет: «И вдали, в дверях кургауза, следит за старушкой обер-кельнер, завитой белокурый детина, с перстнем, украшенным крупной бирюзою, на указательном пальце, и на вопрос, что может стоить такой камень, самодовольно отвечает: das hat mir eine hochwohlgeborene russische Dame geschenkt».

  • Куприн, А.И.Суламифь: повести и рассказы / А. И. Куприн. — Москва: Комсомольская правда, 2015. — 416 с. — Текст: непосредственный.

Александр Куприн, писал: «Дарил также царь своей возлюбленной персепольскую бирюзу, которая приносит счастье в любви, прекращает ссору супругов, отводит царский гнев и благоприятствует при укрощении и продаже лошадей…»

  • Одоевский, В. Сильфида: избранные произведения / В. Одоевский. — Москва: Комсомольская правда, 2006. — 320 с. — Текст: непосредственный.

«… Я бросил бирюзовый перстень в хрустальную вазу с водою, выставил эту воду на солнце, к вечеру, ложась спать, ее выпиваю, и до сих пор я нахожу, что, по крайней мере, это очень здорово; ещё никакой элементарной силы я не вижу, а только сон мой сделался спокойнее».

  • Мамин-Сибиряк, Д. Н. Горное гнездо: роман / Д.Н. Мамин-Сибиряк. — Екатеринбург: Сократ, 2008. — 480 с. — Текст: непосредственный.

«На ней теперь было надето платье из голубого альпага, отделанное дорогими кружевами; красиво собранные рюши были схвачены под горлом бирюзовой брошью».

Литература:

  • Колисниченко, С.В. Самоцветы: удивительные минералы Южного Урала / С.В. Колисниченко. — Челябинск: Аркаим, 2010. – 320 с. — Текст: непосредственный. 
  • Менчинская, Т. И. Бирюза / Т. И. Менчинская. — издание, дополненное и переработанное. — Москва: Недра, 1989. — Текст: непосредственный. 
  • Петров, В. П. Рассказы о драгоценных камнях / В. П. Петров; редактор М. А. Лицарев. — Москва: Наука, 1985. — 175 с. — (Человек и окружающая среда). — Текст: непосредственный. 
  • Самоцветная полоса Урала: Учебно-справочное пособие / под редакцией А.И. Маликова. — Екатеринбург: Сократ, 2007. – 384 с. — Текст: непосредственный. 
  • Самоцветы / автор составитель В. Комаскелла. — Москва: Омега, 2002. – 192 с. — Текст: непосредственный. 
  • Самоцветы Урала: справочник-путеводитель / составитель В.А. Кошкин, Б.Г. Шамов. — Екатеринбург: Сократ, 2000. – 64 с. — Текст: непосредственный.  Ферсман, А. Е. Занимательная минералогия: Очерки / А.Е. Ферсман. — Челябинск: Урал, 2000. — 316с.: ил. — Текст: непосредственный. 
  • Ферсман, А. Е. Рассказы о самоцветах / А. Е. Ферсман. — 2-е издание. — Москва: Наука, 1974. — 254 с.: ил. — (Научно-популярная серия). — Текст: непосредственный.

Все изображения взяты из открытых интернет ресурсов.

Литература и минералогия / ПроЧтение