Сегодня на передний план все чаще выходят биологическая и экологическая фантастика. Экологическая проблематика становится универсальной в науке и литературе, она проникает в нашу повседневную жизнь и «объединяет ученых: физиков, химиков, биологов и инженеров с предстaвителями гумaнитaрного познaния и всех видов искусств и культуры, незaвисимо от их рaсовой и нaционaльной принaдлежности. И если идет речь о единстве художественной мысли нaшей эпохи, то нужно скaзaть, что оно реaлизуется и через экологическую тему. В западной фантастике экологическая тема зазвучала в конце шестидесятых, когда отсутствие фантазии с лихвой искупала простая наблюдательность. И хотя сюжеты обычно отсылались в будущее, ошеломить читателя новизною было нелегко. В гонке с преследованием в лидеpax шли ученые и публицисты, а писатели-фантасты лишь старались по мере сил угнаться за ними.
В действительности проблема охраны окружающей среды не знает границ — одни ветры дуют над разными континентами, одни и те же океаны омывают их берега. Но именно в США тупая и самоубийственная «трехсотлетняя война», объявленная человеком природе, приняла особенно яростные формы: по некоторым современным оценкам, на долю Америки приходится ровно половина мировых загрязнений (хотя американцы составляют всего 6%, населения Земли).
В фантастических произведениях реализуется боязнь человека потерять привычную экологическую нишу, ставится под вопрос сама возможность существования человечества. Среди наиболее распространенных образов в произведениях экологической фантастики встречаются три основных экологических мотива:
— погибающая планета, жители которой вынуждены покидать ее в поисках подходящей для жизни планеты:
Джон Кристофер «Смерть травы» Читать
Смертельный вирус сбежал из китайской лаборатории и навел массовую панику в азиатском регионе. Двести миллионов погибших. Однако болезнь поражает вовсе не людей, а… траву. Сначала никто не придал этому большого значения, пока всех не осенило, что рис — это тоже трава. А еще базовая пищевая культура. Как костяшки домино посыпались падеж скота, нехватка продовольствия, голод, бунты. Люди по другую сторону континента поражались размаху бедствия и качали головами, кто-то сочувствовал, кто-то злорадствовал. Пока мутировавший вирус не пришел на поля Европы и не пожрал посевы пшеницы, ржи, ячменя… Мир повис на кончике травяного стебелька. Это предыстория событий, описанных в этом замечательнейшем романе-катастрофе. И это поистине чудовищная катастрофа: крушение цивилизованности за несколько дней. Автор самым впечатляющим образом продемонстрировал, насколько тонок налет человечности, как быстро слетает шелуха гуманности, когда человек становится перед выбором «я или они». Можно с великим благодушием рассуждать о взаимопомощи, самоотверженности, жертвенности за кружечкой пива в баре, но на деле — человек мгновенно выдает свою звериную природу и сохранить пытается прежде всего себя. И как его винить за это? Люди подобны траве, которая скоро завянет, засохнет и будет унесена ветром. Жесткий, где-то даже жестокий роман.
Джон Уиндем «День триффидов» Читать
Культовая книга в жанре постапокалипсис. На русский язык блестяще переведена Аркадием Стругацким. Неоднократно экранизирована, в том числе, есть сериал. Писатель Саймон Кларк (автор весьма крутой книги «Кровавая купель») написал неплохое продолжение — «Ночь триффидов».
Книга рассказывает о появлении и повсеместном распространении на Земле триффидов — хищных подвижных растений, которых разводили на особых фермах из-за ценности получаемого из них масла. Взрослые триффиды могли питаться полуразложившимся мясом и имели жало, которым на расстоянии до нескольких метров могли поразить добычу ядовитым соком. Таким образом они могли охотиться и на человека. При разведении триффидов, соответственно, применялись меры безопасности — жала урезались, сотрудники ферм использовали защитные маски. Специалисты, изучавшие триффидов, отметили у них наличие острого слуха, по которому те ориентируются, а также, предположительно, — наличие разума, возможно, коллективного, благодаря которому группы триффидов могут действовать согласованно и целенаправленно.Однажды, несмотря на все меры безопасности, триффиды вырвались на свободу. Слепота после наблюдения явления пришла не мгновенно. Те, кто продолжал бод рствовать, чувствовали, как лишаются зрения, но большинство людей отошли ко сну. Наутро никто из наблюдавших Комету не видел ничего, кроме полной тьмы.
Стивен Кинг «Противостояние» Читать
Из секретной лаборатории министерства обороны США в результате трагической случайности вырвался на свободу опаснейший вирус. Последствия оказались катастрофическими — страна обезлюдела. Немногие уцелевшие разделились на два лагеря: одни остались верны идеалам прошлого, другие примкнули к загадочному Черному Человеку, который стремится к мировому господству. Так началось противостояние…
Артур Кларк «И если я, Земля, тебя забуду…» Читать
Все, ради чего живет эта единственная уцелевшая колония людей на Луне, это в свое время показать очередному ребенку колыбель человечества! Чтобы память о родной планете, отравленной радиацией, передавалась из поколения в поколение! Чтобы помнили, не забывали и стремились…
— мир после ядерной катастрофы, люди живут глубоко под землей или стали мутантами:
Экологическая проблематика имеет склонность к превращению в постапокалиптику. Основным признаком постапокалиптики является развитие сюжета в мире, в прошлом которого цивилизация достигла высокого уровня социального и технического развития, но затем пережила некую глобальную катастрофу, в результате цивилизация и большинство созданных ею богатств были уничтожены.
Рэй Брэдбери. «Будет ласковый дождь» Читать
4 августа 2026 года. Прошёл 21 год после ядерной войны, уничтожившей человечество на Земле. В разрушенном городе один полностью автоматизированный дом уцелел и продолжает функционировать. Вовремя готовится завтрак, моется посуда, роботы проводят тщательную уборку. А от людей остались только силуэты на черной стене…
Андрэ Нортон. «Сын звездного человека» Читать
Прошло более двухсот лет после ядерной войны. Действие происходит на Северо-Востоке США. Главный герой — юноша из оседлого племени, которое главной своей целью считает сбор и сохранение знаний исчезнувшей цивилизации. Этим занимаются избранные и попасть в их число не просто. После того, как старейшины племени отказывают главному герою во вступлении в этот клан, он самовольно уходит на поиски древнего города, надеясь таким образом доказать, что он достоин быть одним из избранных. Во время своих странствий ему приходится столкнуться с угрозой всем человеческим племенам — организованным сообществом мутантов.
Джек Лондон «Алая чума» Читать
Пандемия 2013 года, названная Алой Смертью, уничтожила практически всё человечество. В живых остался примерно один человек из нескольких миллионов. Спустя 60 лет на планете обитает только несколько маленьких племен дикарей. Старик, единственный из всего племени, помнящий жизнь до краха цивилизации, рассказывает своим внукам о событиях, происходивших во время эпидемии.
Первое в мире значительное произведение на тему постапокалипсиса. Прочитав эту повесть, вы поймёте, откуда черпали свои идеи и вдохновение все последующие писатели, изображавшие в своих произведениях гибель цивилизации в результате всемирной эпидемии.
Кормак МакКарти «Дорога» Читать
Автор описывает происходящее неторопливо, отстраненно, однако эффект создается потрясающий. Безусловно, эта книга является не только украшением жанра постапокалипсис, но и в целом, литературы. Именно поэтому «Дорога» получила престижнейшую Пулитцеровскую премию и еще множество наград.
Невероятная история ОТЦА. Представьте, что бы вы делали, если бы мир погиб, разрушился, и вы, с вашим ребенком очутились одни среди жестокого нового мира — мира, где правит насилие, где худшие стороны человека выплеснулись наружу.
Несколько лет прошло после некой (экологической? ядерной?) катастрофы, практически уничтожившей весь мир. Вымерли почти все животные и птицы, все города разрушены, повсюду — тысячи засохших уже от старости трупов, выжженная земля, и банды одичавших людей, не брезгующих и каннибализмом. И вездесущий пепел. Пепел, который падает и падает с неба, который везде и всюду — на деревьях, на дорогах, на домах и полях…
И на фоне всего этого — отец и сын. Сын, который родился сразу после апокалипсиса и не знал другой жизни. И отец, чувствуя, что неизлечимо болен и умирает, решает идти с сыном на юг, к морю. Зачем? Да, собственно, незачем. Будущего нет, и надежды не существует…
— почти погибшая планета, на которой властвует компьютерный разум:
Проблема компьютерного разума и экологической гибели планеты поднимается в произведениях «киберпанка». Приведем здесь пример из кинематографа — «Матрицу» режиссеров Э. и Л. Вачовски. Экологический кошмар (погибшая экология и человечество как источник энергии для машин) оказывается фоном, на котором разворачивается виртуальная война людей и компьютерной системы.
Филип Дик, Эрик Рассел «Вторая модель» Читать
На Земле идет война между Америкой и Азиатским союзом. США и Европа полностью уничтожены ядерными бомбардировками. Остатки населения и правительство Штатов перебрались на Луну. На Американском континенте высажен многочисленный десант Азиатского союза. Остатки американской армии ведут вялую позиционную войну с захватчиками. Сдержать азиатов могут только роботы, производимые на автоматических подземных заводах. Роботы запрограммированы на уничтожение всего живого и способны эволюционировать. Командование передового азиатского отряда просит срочно провести переговоры о перемирии. Майор американской армии отправляется к командному бункеру противника…
Роберт Шекли «Птица страж» Читать
Убийство – это грех, это самое страшное, что только можно сделать с человеком. И, конечно же, полиция не может достичь должного уровня превентивных мер по отношению к данному преступлению. А как предотвратить готовящееся убийство? Именно этот вопрос желали решить ученые данного рассказа, создавая страж-птиц. Страж-птицы – это роботы, основной функцией которых является предотвращение насильственной смерти. Дело в том, что, замыслив убийство, человек излучает особые мозговые волны, которые можно уловить. Однако не от всех людей исходят подобные волны, именно поэтому страж-птицы способны учиться и самосовершенствоваться. Но вот беда: птицам никто не объяснил, чем отличается убийство человека от убийства животного. А растения? Они ведь тоже живые, а значит сенокос – это, по сути, геноцид.
Экологическое равновесие
Биггл-младший «Памятник»(роман) Читать
Герой повести — сентиментальный чудак, стремящийся предохранить райскую пастораль далекой планеты от неизбежного будущего «культурного империализма»
Земли. Этому идеалисту удается оставить аборигенам некое тайное знание, которое позволит им в будущем противостоять пришельцам..
Джеймс Шмиц «Сбалансированная экология» Читать
Древесина алмазных деревьев ценится очень высоко, однако растут они только на планете Урак. На эту планету прилетел торговец Тироко. Владельцу рощи, мистеру Чолму, он хочет предложить выкупить рощу и затем вырубить её, а если не получится решить дело миром – захватить рощу силой. Шмиц «Сбалансированная экология» — тоже анекдот, но обращенный к важному — 100% включению человека в экосистему
Рэй Бредберри «И грянул гром» Читать
Рэй Брэдбери всего на нескольких страницах смог показать, что в жизни ничто не проходит бесследно. Цепочка событий, последовавшая за смертью маленькой бабочки там, в далёком прошлом, привела к изменениям в ходе истории, — пусть даже на это потребовались миллионы лет. Неосторожность главного героя, сошедшего с Тропы, запустила механизм событий, развивающихся по иному, отличному от истинного сценарию, и в конечном итоге стоила ему жизни.Небольшой, динамичный рассказ помимо яркого, реалистичного описания происходящих событий, имеет очень глубокий смысл и заставляет задуматься о том, что необдуманные, случайные поступки могут привести к совершенно непредсказуемым результатам.
Экологическая проблематика оказывается востребованной в научно-фантастических произведениях. А наш страх перед апокалипсисом оказывается оправданным, так как в мире уже не раз происходили катастрофы и испытывалось ядерное и химическое оружие. Фантастика же конструирует в своих произведениях модели того «непотребного» будущего, которое может наступить, если не думать о будущем сегодня.
Обзор составлен по материалам электронный прессы.
- Иванова, Е.В. Экологическая фантастика: метафоризация природных явлений
- Экологическая фантастика
- Константинова, Э.Экология и научная фантастика
- Иванова, Е.В. Экологическая проблематика в фантастическом дискурсе
Библиотека рекомендует / Год экологии |