К 145-летию Павла Петровича Бажова, писателя, этнолога, собирателя уральского фольклора
СКАЗ – это фольклорная несказочная проза, повествующая о современности или недавнем прошлом. (Большая Российская энциклопедия).
Павел Петрович Бажов через сказы рассказал нам о простых людях, живших 100-200-300 лет назад, о том, как тогда говорили, во что верили, чего боялись, а чего лишь опасались. Его сказы, как машина времени, уносят нас в далёкое прошлое, когда ещё можно было наняться на работу к Хозяйке Медной горы, набрать самоцветов из-под копыт Серебряного козлика или увидеть в пламени костра Огневушку-поскакушку.
Павел Бажов родился в 1879 году в поселке Сысертский завод неподалеку от Екатеринбурга. В те годы все поселения горно-заводской зоны, возникающие при медеплавильных и железоделательных производствах, назывались заводами. Его отец Петр Васильевич Бажов работал на горных заводах, мать Августа Стефановна вела домашнее хозяйство, шила и плела кружево на заказ. Павел Бажов был единственным ребенком в семье. Его отдали на обучение в местную земскую школу. Затем он окончил духовное училище в Екатеринбурге и Пермскую духовную семинарию.
В 1899 году Бажову предложили поступить в духовную академию. Но он не хотел становиться священником, а стал преподавать русский язык в том же духовном училище, которое окончил сам.
«Колдун уральский бородатый», — сказал о Бажове поэт Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное в детстве было «Колдунков». Так и пошло, а без бороды – что за колдун.
В 1911 году Бажов женился на своей бывшей ученице Валентине Иваницкой, а три года спустя переехал с женой в город Камышлов Пермской губернии. У Бажовых родилось 7 детей, но выжили только три дочери: Елена, Ольга и Ариадна.
1917 год – был водоразделом эпох: рухнула царская империя с её многовековым принципом угнетения народа, сословным делением общества на избранных и простолюдинов. Февральскую революцию, свержение монархии Бажов встретил с радостью человека, уже многие годы ожидавшего кардинальных перемен в общественной жизни страны. В апреле Павел Петрович оставил учительскую работу и, по его словам, почти сразу же “ушел в работу общественных организаций”. Осенью 1917 года, когда произошла Октябрьская революция. Бажов был избран в Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов в городе Камышлов. В газетах публиковали его статьи, которые выходили под псевдонимом Деревенский; тогда же он написал брошюру «Программа трудового крестьянства».
С января 1918 года Урал захлестнула Гражданская война. В 1918 году Бажов был редактором газеты «Окопная правда». В августе 1919 года победила Красная Армия, и по всему Уралу установилась Советская власть. С 1923 года Павел Бажов работал в Свердловске редактором «Крестьянской газеты», где разбирал письма читателей, собирал материал для будущих произведений, писал очерки о старых заводах.
Еще в молодости Павел Бажов начал собирать народный фольклор: разные были, сказки и так называемые побасёнки — короткие рассказы, в которых реальные события переплетаются с вымышленными. Особенно интересны для Павла Петровича были истории из жизни, которые рассказывали заводские и горные рабочие, включая местные легенды о природных силах, являющихся в образе человеческом и в чьей власти богатства земные. Как сказал об этом сам Бажов, он писал «о той жизненной почве, на которой только и могли возникнуть сказы “Малахитовой шкатулки”. В 1924 году вышла книга Бажова под названием «Уральские были. Из недавнего быта Сысертских заводов». В 1920–30-х годах в журналах публиковали очерки и повести о военной истории Урала. К сожалению, в годы Гражданской войны собранные Бажовым материалы были утрачены. Многие детали писатель восстанавливал для своих произведений по памяти.
Мало кто знает, но все Сказы Бажова написаны одной и той же перьевой ручкой. Причем сделал её Павел Петрович ещё в 1915 году, когда работал учителем русского языка в Екатеринбургском епархиальном училище. «Во время летних каникул он ездил по Уралу путешествовал и собирал фольклор», — рассказала «Комсомолке» Любовь Григорьева, научный сотрудник Объединенного музея писателей Урала. – «И однажды во время такого путешествия изготовил из камыша себе ручку. Он срезал стебель и вставил в него купленное металлическое перо».
В 1930-х Бажов вновь вернулся к любимому делу сбора народных преданий. В поездках он обращался к заводским старикам — людям, которые несколько десятков лет работали на заводах. Такой труд был тяжелым и опасным, горные мастера часто погибали или получали увечья. Старые рабочие рассказывали Бажову истории, которые слышали ещё от своих дедов, и дополняли их собственными деталям.
В 1937 г. на него поступил донос в партийные органы Свердловска с указанием на то, что в 17-м году он большевиком не был, а являлся левым эсером и пр. Заведено было персональное дело, ему предъявили обвинение в том, что в 17-м он был членом партии эсеров. Но Бажов упорно отрицал это. В результате Бажов был исключен из рядов коммунистической партии. И лишь по ходатайству его восстановили в партии через несколько месяцев, записав как взыскание строгий выговор, который был снят только в 1940 г. И что самое страшное, мы и не только мы, а весь мир, могли никогда не познакомиться с Бажовскими сказами — тогда бы никто и никогда не узнал о нас: об особенностях жизни и работы уральского трудового люда, о невероятных по Красоте и Могуществу природных мистических сил Урала…
В 1939 году вышла автобиографическая детская повесть Бажова «Зеленая кобылка». Это рассказ о жизни подростка на уральском заводе рубежа XIX–XX веков. По сюжету трое друзей-мальчишек встретили беглого преступника, осужденного за политическую деятельность, и помогли ему скрыться от властей. По мотивам повести режиссер Олег Николаевский в 1960 году снял приключенческий фильм «Тайна зеленого бора».
В этом же, 1939 году, вышло в свет 1-е издание сборника «Малахитовая шкатулка». Бажову к этому времени исполнилось 60 лет. Работа над книгой на этом не закончилась. До конца дней писатель пополнял свою волшебную шкатулку новыми сказами, соединившими народную поэзию и мудрость с тонким мастерством большого художника. В 1939 году Павел Бажов стал членом Союза писателей СССР.
1941 год. В первые же дни войны П. П. Бажов, уже широко известный автор “Малахитовой шкатулки”, пришёл в областной комитет партии и попросил считать его “мобилизованным”. 27 июня он был назначен на должность главного редактора Свердловского областного государственного издательства и пробыл на этом посту до 30 марта 1942 года. Кроме того, он был ещё и секретарем Свердловского отделения Союза писателей СССР, а позднее и председателем. К концу 1941 года в свердловском отделении СП насчитывалось около 60 человек. Большая часть из них были люди, приехавшие из Москвы, Ленинграда, Киева, такие широко известные литературные деятели, как Маргарита Шагинян, Анна Караваева, Агния Барто, Евгений Пермяк, Лев Кассиль и др. В годы войны Свердловск приезжали А. Сурков, Александр Фадеев.
Совместно со свердловскими писателями сложился большой дружный творческий коллектив, который в условиях военного времени работал весьма плодотворно. Во главе этой организации стоял Бажов — он был душой коллектива. Через него приехавшие писатели познавали Урал, его историю, уральский народ.
«Народ у нас, конечно, тяжеловат. На первый взгляд, может быть, вам покажется трудным. Верно, пока к вам не пригляделись наши, будут держаться нелюдимыми. Исторически сложился такой характер. Жизнь такая была. Особые условия. Рубеж между Европой и Азией, между вольницей и каторгой. Но уж если вас тут полюбят, то уж знайте — это навсегда».
В 1941 году в Свердловск были эвакуированы многие художники и даже целые художественные организации, как, например, Художественный фонд СССР во главе со скульптором С. Д. Меркуровым. Писатели и художники работали в тесном контакте, творческие организации размещались в одном здании на улице Пушкина № 12 до тех пор, пока здание не было занято под госпиталь. П. П. Бажов многое делал, чтобы облегчить их жизнь в суровых условиях войны. Его нередко можно было видеть в приемной какого-либо крупного партийного чиновника, где он настойчиво добивался то устройства жилья для приезжего писателя, то назначения спецпайка голодающему собрату по перу. Иногда Бажов занимался вроде бы совсем не свойственным ему делом.
Известен такой случай: эвакуированные из Москвы и Ленинграда скульпторы были размещены рядом с зоопарком в большом здании бывшего Крестовоздвиженского собора. По чьему-то недомыслию из Ленинградского зоопарка в Свердловск зимой привезли слона и носорога. Подходящего помещения не было, и, выселив из здания собора скульпторов, зверей разместили туда. П. П. Бажов активно добивался для них нового помещения, но вопрос разрешился сам собой: слон и носорог погибли от холода и бескормицы. Скульпторам вернули помещение.
В первые годы Великой Отечественной войны Бажову много пришлось общаться с художниками-графиками, занимающимися созданием плакатов героического плана: плакатов-призывов и сатирических плакатов. Вся художественная печатная продукция проходила через руки Павла Петровича, который был главным редактором издательства. Издательство получало также плакаты московских художников и тиражировало их на местной полиграфической базе. Во многих учреждениях и предприятиях висели плакаты И. Тоидзе — “Родина-мать зовет” и В. Ватолиной — “НЕ БОЛТАЙ!
В первые дни войны Бажов считал, что современность не его тема, что он со своими сказами устарел. Но современная сатирическая графика и размышления над ней привели его к мысли — связать прошлое с современностью, с борьбой против немецко-фашистских захватчиков. В августе 1941 года появляется сказ “Главный вор”, положивший начало циклу «Уральских сказов о немцах». Сначала они публиковались в газетах, а в 1943 году “Сказы о немцах” выходят отдельными изданиями с рисунками В. Таубера и Г. Ляхина. Небольшие книжечки этих сказов попадали на фронт, веселили и воодушевляли бойцов Советской армии.
В 1943 году П. П. Бажову за Сборник уральских сказов “Малахитовая шкатулка” было присвоено звание лауреата Сталинской премии 2 степени, а также он был награждён орденом Ленина.
В конце января 1944 года с большим энтузиазмом был отмечен 65-летний юбилей писателя. С восьми часов утра до позднего вечера в дом Бажовых по улице Чапаева, № 11 шли и шли гости. Юбиляру были преподнесены многочисленные подарки. Состоялся большой торжественный вечер. Уральские газеты были заполнены поздравлениями. Это событие с большими подробностями зафиксировано в воспоминаниях родственников и друзей писателя. Никого из современных Бажову русских писателей не чествовали так горячо. Сам этот факт свидетельствует о том, какое место он занимал в культурной жизни Свердловска, да и всего Урала.
Во время Великой Отечественной войны солдаты часто писали Павлу Петровичу с просьбой выслать его книги. Например, такое письмо Бажову отправили с фронта: «Павел Петрович! Из печати я узнал, что у Вас вышла книга «Ключ-камень». Очень прошу Вас, если это возможно, выслать заказной бандеролью. Мы здесь на фронте с большим интересом прочтём её. Поздравляю Вас, Павел Петрович, с присуждением Сталинской премии и крепко-крепко жму руку. Надеюсь, что после войны мы увидимся и поднимем победный бокал. Младший лейтенант товарищ Дюмин».
Однако в бандероли Павел Петрович упаковывал не только свои произведения. Он всегда добавлял маленький гостинец — кулек с табаком. Табак он выращивал у себя в огороде за домом. Привычка Павла Петровича ходить с трубкой во рту вошла в историю. Шутка ли, в архивах сохранилось очень мало фотографий, запечатлевших писателя без курительного прибора. Его видно даже на карточках из семейного альбома, на которых Бажов подрезает рябину.
В годы войны П. П. Бажов активно занимался созданием музея Д. Н. Мамина-Сибиряка. Идея создания такого музея в Свердловске высказывалась ещё в 20—30-е годы. В 1940 году музей был открыт только формально, так как дом, принадлежавший ранее писателю, был занят посторонними жильцами. В 1942 году каких-либо мероприятий, посвященных юбилею Мамина-Сибиряка, не проводилось, и поездка П. П. Бажова вместе с Данилевским и Пермяком в Висимо-Шайтанск, на родину писателя, именно в дни юбилея не была случайной: они поздравили земляков писателя и почтили светлую память о нем. Музей был открыт в мае 1944 года. Тогда же Бажов был избран Председателем ученого совета музея и выполнял эту обязанность до конца жизни.
Павел Петрович Бажов дважды приезжал в Миасс, на юбилеи Ильменского заповедника: в 1940 году и в 1945 году. В июне 1945 года Ильменскому государственному заповеднику имени Ленина отмечали 25-летний юбилей со дня основания.
«Был в Ильменах в их юбилейную дату, — писал П. П. Бажов в начале августа 1945г. писателю Е. Пермяку. — Очень пожалел, что Вас не было. Пятнистого оленя увидеть не удалось, но соловьев наслушался, рыбку прекрасную не только ел, но и ловил, а сирени там цвело!.. Есть даже пурпуровый цвет, какого мне раньше видеть не приходилось. Очень занятно, но, к сожалению, все это в руках не совсем тех (либо чемоданных, либо глубоко провинциальных)…».
«Дорогой Виктор Васильич! — писал Бажов в июле 1945 г. писателю, профессору истории техники, академику В. Данилевскому. — Честно говоря, я перестал верить в Ваши планы. Уж очень многое не сбылось. Ждали в мае — не вышло, ждали в июне — не вышло. В июле уже не верю. На всякий случай, чтоб не вышло ошибки, побывал в Ильменском заповеднике на юбилейных торжествах — 17-19 июня — и, пожалуй, потерял время. Были торжественный отчет, многочисленные адреса и не менее многочисленные похвальные слова. Не утерпел даже от обилия сладости, изругался в адрес руководителей заповедника, которые на первое место продолжают совать именитых и полуименитых немцев, от Гумбольдта до Розе, забывая своих русских первооткрывателей и первых добытчиков, таких, как Лобачевы (три поколения!)…»
В 1947 году 68-летнего Бажова избрали депутатом Свердловского горсовета. Он успел поработать только три года.
В семьдесят лет у Павла Петровича нашли рак легких. Его тут же отправили лечиться в Москву, в Кремлевскую больницу. Через три недели после приезда в столицу уральского писателя и депутата не стало. 10 декабря 1950 года Бажова Павла Петровича, Сказителя земли Уральской, похоронили в Екатеринбурге, на высоком холме, с которого виден Урал: леса, долины, горные хребты – всё, что он любил, что было дорого его сердцу. Бажов вернулся домой… навсегда…
Ссылки на материалы для брошюры, находящиеся в свободном доступе информационной сети Интернет:
Павел Бажов. Текст: электронный / Культура.ру : [сайт].
Черепов, Владимир П.П. Бажов и художественная культура Свердловска 1941–1945 годов. – Текст: электронный / Журнальный зал – Русский толстый журнал как эстетический феномен.ру [сайт]. – 2004.
Слобожанинова, Лидия “Малахитовая шкатулка” Бажова вчера и сегодня. – Текст: электронный / Журнальный зал – Русский толстый журнал как эстетический феномен.ру [сайт]. – 2004.
Никулина, Майя Петровна Про земельные дела и про тайную силу. – Текст: электронный / Филкласс.ру: [сайт].
Детский раздел / Детям / Краеведческая страница / ПроЧтение |