Новый год у ворот

Приближается череда зимних праздников: Рождество, Новый год, святки, Крещенье… На самом деле граница между старым и новым годом, временем будущим и временем прошлым – мотив задуматься, остановиться на этой призрачной черте, подвести итоги, наметить планы на будущее. Но часто ли мы так делаем?

На Руси Новый год отмечали 1 сентября. Принято считать, что Новый год осенью проводится в честь собранного урожая. Именно эта дата празднования была выбрана московским митрополитом в 1342 году в соответствии с юлианским календарем. Но жители на Руси не восприняли этот указ. Только в 1492 году Русская православная церковь официально утвердила празднование Нового года на 1 сентября и установила уже знакомый нам календарь на 12 месяцев. Во время празднеств проходили торжественные мероприятия в Кремле, в которых принимали участие царь и митрополит, вместе с остальной знатью. За пределами Кремля Новый год не отмечали, да и не до праздника было — заканчивался сбор урожая.

Как праздновали Новый год в старину здесь здесь здесь

20 декабря 1699 года Петр Первый решительной рукой (а он все делал решительно и мановением руки) подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года на 1 января. Таким образом он не просто передвинул границы года, но и окончательно вывел этот праздник из традиций славянского крестьянского календаря и перенес в традиции общеевропейские.

Круговерть современных зимних праздников – религиозных, светских – похож на метель, из которой проступают блеск елочных игрушек и силуэты сказочных персонажей: Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика. А что мы знаем о них?

Традиция украшать ёлку на Новый год возникла в Германии в начале XVI века. По легенде, немецкий реформатор богослов Мартин Лютер в 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, был очарован красотой звёздного неба и ели под ним. Открывшаяся картина напомнила ему о Вифлеемской звезде, которая стала путеводной для волхвов в Рождественскую ночь. Мартин Лютер решил повторить это чудо дома: принёс домой маленькую ёлочку, поставил её на стол, украсил ветви свечами, а вершину — звездой.

В Россию традиция украшения новогодней ёлки пришла во время правления Петра I. В его указе, кроме все прочего, предписывалось украшать деревья, в частности, ель, можжевеловые или сосновые ветви.

Сейчас магазины предлагают множество игрушек, которые можно повесить на елку. Но всё же – самая теплая, самая дорогая сердцу – та, которую сделали своими руками из бумаги, ваты, бусин и даже… макарон (здесь здесь здесь)

Собравшись вокруг новогодней елочки (а наши туристы в Гоа даже вокруг пальмы), мы ждем веселую компанию персонажей зимних праздников: Деда Мороза, Снегурочку, Снеговика. Между тем каждый из них обладает не только узнаваемой внешностью, но и своим характером и историей.

Дед Мороз.

История Деда Мороза уходит корнями в древнюю Русь. И образ главного новогоднего волшебника тогда был совсем не добрым. Около тысячи лет назад это был злой, беспощадный зимний дух Морок. Не было у него ни жены, ни детей, он губил все на своем пути. Потом люди научились делать избы все теплее, холод стал уже не так страшен. Вот и Мороз тоже подобрел, стал Студенцом или Трескунцом. У славян был обычай зазывать Трескунца в гости, чтобы его задобрить, называлось это «кликанье Мороза»: старший из семьи выставлял на пороге блины, кутью, кисели. Современный образ Деда Мороза сложился в 1880-е годы. В это время в России появился старец с длинной седой бородой, одетый в шубу и валенки, с волшебным посохом и мешком подарков. В 1920-е годы Дед Мороз попал в опалу. Главный символ Рождества не вписывался в нашу антирелигиозную политику. Сказочный волшебник был запрещён в Советском Союзе до 1935 года — потом его всё же вернули детям, но праздничные ёлки приурочили не к православному Рождеству, а к светскому Новому году. В конце XX века у Деда Мороза появилась своя резиденция. Изначально, в конце 1980-х, официальным домом старца стал Архангельск, затем, в 1995 году, «владениями» Деда Мороза признали Лапландский заповедник в Мурманской области, а спустя ещё три года выяснилось, что дедушка живёт в Великом Устюге под Вологдой.

Деды Морозы в разных странах (здесь здесь) В некоторых странах мирно сосуществуют сразу два Деда Мороза. Например, в Германии, где 6 декабря празднуют день Святого Николая (Николаустаг), а 25 декабря – Рождество. Таким образом, в начале декабря к детям приходит Святой Николай (он же первый Дед Мороз). По традиции он кладет подарки в начищенную обувь, которую выставляют за порог. А на Рождество детей одаривает уже Вайнахтсманн – рождественский дедушка, он же – второй Дед Мороз.

Неизменная спутница Деда Мороза – Снегурочка.

Но наши предки очень удивились бы такой парочке: «родственниками» они стали всего около 80 лет назад. Имя Снегурочка восходит к тому же корню, что и слово «снег». Означает он «покрывать, защищать, нежить». Снег защищает землю от промерзания, поэтому в старину для крестьян было особенно важно, чтобы его выпало много. В общем, наши предки сугробов совсем не боялись. Так что имя зимняя внучка получила доброе: если совсем дословно, то означает оно «нежная, покровительница». Такой Снегурочка и появилась в сказках: никому не вредила, семье, в которой росла, помогала, заботилась. Можно сказать, образцовая внучка.

Позднее Деду Морозу стали искать родственников по аналогии с западным Санта-Клаусом, у которого была жена. Только в советское время биографию Снегурочки «подправили» и девушка превратилась во внучку. В таком амплуа с Дедом Морозом она появилась на главной елке страны в 1937 году. И с тех пор она неизменно раздает вместе с ним подарки на новогодних праздниках.

История Снегурочки здесь здесь

Снеговик — еще один обязательный персонаж зимних праздников.

Сейчас это добродушный увалень, помощник Деда Мороза, приятель Снегурочки. Правда не всегда снеговики были добрыми и веселыми. История снеговика насчитывает несколько веков. Когда-то снеговик выглядел как свирепый монстр больших размеров и ассоциировался с лютыми зимами, с большими морозами, вьюгами, которые доставляли людям много проблем.

История веселых и добрых героев зимних праздников – зримое свидетельство того, как люди преодолевали себя и природу: преодолевали страх перед неизвестностью, суровым климатом, учились видеть красоту вокруг себя, смотреть в будущее с оптимизмом.

Давайте и мы, подводя итоги очередного года, посмотрим в год следующий не с тревогой, а с верой в себя, в свою страну и свое будущее! Как верил в это будущее русский поэт Федор Сологуб в 1914 году:

Какой ты будешь, Новый год?
Что нам несёшь ты? радость? горе?
Идёшь, и тьма в суровом взоре,
Но что за тьмою? пламень? лёд?
Кто разгадает предвещанья,
Что так невнятно шепчешь ты?
У тёмной роковой черты
В ответ на робкие гаданья?
Но как в грядущем ни темно
И как не мглисты все дороги,
Мне на таинственном пороге
Одно предвестие дано:
Лишь только сердце бьётся верно,
А все земные бури – дым,
Всё будет так, как мы хотим,
Лишь стоит захотеть безмерно.

Библиотека рекомендует / ПроЧтение