Воскресенье прощения

Прощеное воскресенье завершает шумную и веселую масленичную неделю и предваряет начало Великого поста. В этот день принято просить прощения у родных и друзей, отпускать старые обиды и начинать новый этап с чистым сердцем. Это сближает людей, наполняет душу теплом и облегчает сердце, позволяя вступить в пост с миром в душе.

Дата Прощеного воскресенья каждый год меняется, так как зависит от Пасхи и Великого поста. В 2025-м у православных Пасха приходится на 20 апреля, а Великий пост начинается 3 марта. Этот день завершает масленичную неделю, однако Прощеное воскресенье — это уже не время праздничных застолий, а момент духовного очищения.

Тема Прощеного воскресенья и вообще прощения — одна из ключевых в литературе. Поэтому она и нашла отражение в русской классической литературе. В этот день разворачиваются события пьесы «Снегурочка» Александра Островского, рассказов «Чистый понедельник» Ивана Бунина, «Накануне поста» Антона Чехова, «После бала» Льва Толстого и других русских писателей.

Распутин, В. Повести. Рассказы / Валентин Распутин. — Москва: «Э»,  2017. — 640 с. — (100 главных книг).

Рассказ Валентина Распутина «Василий и Василиса». Как и все рассказы автора, он очень короткий, но в нем описана целая жизнь одной деревенской семьи, где у мужа и жены одинаковые имена — Василий и Василиса. Рассказ на самом деле страшный. В пьяном угаре муж поднял руку на жену, а у нее случился выкидыш. И тогда Василиса выселила Василия в амбар, где он жил «параллельно» с семьей до конца дней. И только перед смертью Василия состоялось их прощание и прощение. Есть в этом рассказе присущий Валентину Распутину фатализм, и перечитывая его, видно в нём глубинную народную правду. А заканчивается рассказ  странно и удивительно. «Стоит тихий, словно перед дождем, день. В такой день хорошо пить простоквашу — не очень холодную и не очень теплую — и смотреть в окно, что происходит на улице».

Бунин, И.  Чистый понедельник: повести и рассказы / Иван Бунин. — Москва: Детская литература, 1998. — 381с.

Классический рассказ Ивана Бунина тоже начинается с серенького дня. «Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов — и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь…»

В этом рассказе возлюбленная героя в начале Великого поста уходит от него в неизвестность, а через два года он случайно видит ее среди монахинь Марфо — Мариинской обители. До Чистого понедельника их жизнь была сплошной Масленицей, с гуляньями и ресторанами. Что же подвигло эту странную девушку уйти в обитель? Мы не знаем. Мы не знаем точного времени, когда это случилось. Скорее всего, главная героиня рассказа уходит в мир страданий по своей воле, так как бесконечная «масленица» стала ей противна и постыдна.

А появление в обители великой княгини Елизаветы Федоровны в конце рассказа о многом говорит. Именно Марфо-Мариинская обитель при ее попечительстве стала одним из главных лазаретов во время Первой мировой войны.

Толстой, Л.  Детство. Отрочество. После бала. Кавказский пленник / Лев Толстой. — Москва: АСТ, 2021. — 352 с. — (Школьное чтение).

Рассказ Льва Толстого,  был написан в 1903 году, но при жизни писателя не был опубликован. Прежде всего, по цензурным причинам. Действие рассказа тоже происходит в конце Масленицы, в Прощеное воскресенье, накануне Великого поста. Герой влюблен в девушку, отец у которой армейский полковник. После бала, где герой много танцевал с его дочерью, он не в силах заснуть, идет к их дому и видит, как полковник руководит наказанием татарина «за побег». Его забивают фактически до смерти. Это – «николаевская» эпоха, в царствование Александра II телесные наказания в армии были отменены. Но здесь не в эпохе суть, а в том, что есть два мира – «масленичный», где гуляют и радуются, и «страстной», где страдают. Столкновение этих миров неизбежно, но очень болезненно. «С бала я уехал в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло. Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Жили Б. тогда на конце города, подле большого поля, на одном конце которого было гулянье… Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка».

Если героиня рассказа «Чистый понедельник» уходит в мир страданий по своей воле, так как бесконечная «масленица» стала ей противна и постыдна. А герой в рассказе Льва Толстого сталкивается с этим миром против своей воли, случайно, но жизнь его уже не будет прежней.

Чехов, А. П. Рассказы. Повести. Пьесы / Антон Пвалович Чехов. — Москва: Художественная литература, 1974. — 751 с.

У Чехова, как сатирика, все просто и обыденно, в рассказе «Накануне поста»  мы читаем о знакомой многим до боли семейной сценке. Вечер, все устали, всем скучно, даже кошкам. Гимназист Степа не может вникнуть в задачи. Подходит отец с наставлением: «Погуляли, поспали, блинов покушали, а завтра сухоядение, покаяние и на работу пожалуйте».  Мать просит лучше помочь сыну с уроками, не ровен час ведь единицу получит. Отец пускается в философские пространные рассуждения о науках и воспоминания. В 10 начинается ритуал испрашивания прощения: «входит кухарка Анна и — бух хозяину в ноги!

— Простите Христа ради, Павел Васильич! — говорит она, поднимаясь вся красная.

— Прости и ты меня Христа ради, — отвечает Павел Васильич равнодушно.

Затем — заговление. На отказ сына подзаправиться в очередной раз, на ночь глядя блинами, оба родителя страшно пугаются:

— Да ты в своем уме? — Как же можно не заговляться? Ведь во весь пост не дадут тебе скоромного!

Вот эта «еда впрок» удивляет писателя, так что, хочешь — не хочешь: «Семья начинает ужинать. Есть никому не хочется, у всех желудки переполнены, но есть все-таки нужно».

Так и заканчивается рассказ. До сих пор сильны такие традиции, состоящие не в духовной подготовке, а в том, чтобы поесть, попить и формально соблюсти положенное.

Есть и поэтические описания Масленицы и Прощеного воскресенья в русской литературе. Это – «Снегурочка» Островского с ее языческой поэзией. И замечательный роман Ивана Шмелева «Лето Господне», где целая глава посвящена Масленице и Прощеному воскресенью.

Островский, А.Н. Снегурочка / Александр Николаевич Островский. — Москва: Эксмо, 2012. — 224 с.

В пьесе Александра Островского действие происходит в стране берендеев, для которых Прощёное воскресенье – это исключительно проводы зимы и встреча весны. Масленица «сладко, воложно нас кормила, суслом, бражкой поила», мы, берендеи, благодарны ей и хотели бы продлить хоть на денёк веселье, но пришло время спрятать её в лес подальше, сжечь, собраться на Красной горке и совершить языческий обряд.

Вместо привычной для современного сознания борьбы времён года, зимы и весны, в сказке показана гармоничная их смена. Чучело Масленицы, сгорая, обещает вернуться вскоре – когда придёт её пора.

Шмелев, И.С. Лето Господне: повести, рассказы / Иван Сергеевич Шмелев. — Москва: Эксмо, 2011. — 832 с. — (Библиотека Всемирной Литературы).

В романе Прощёное воскресенье показано глазами ребёнка, только приобщающегося к национальным традициям, но уже ощущающего душевную связь с другими людьми. Оттого так искренне, так ярко, так волшебно описан этот день. Прощёное воскресенье для шестилетнего мальчика – это таинство, где каждая вещь наполнена смыслами, и каждый человек чувствует эти смыслы. Вот как прощеное воскресенье описывает Иван Сергеевич: «Масленица кончается: сегодня последний день, «прощеное воскресенье». Снег на дворе размаслился. Приносят «масленицу» из бань — в подарок. Такая радость! На большом круглом прянике стоят ледяные горы из золотой бумаги и бумажные вырезные елочки; в елках, стойком на колышках, — вылепленные из теста и выкрашенные сажей, медведики и волки, а над горами и елками — пышные розы на лучинках, синие, желтые, пунцовые… И над всей этой «масленицей» подрагивают в блеске тонкие золотые паутинки канители. …Но гулянье заканчивается, и начинается другое. Поздний вечер. Заговелись перед Постом. Завтра будет печальный звон. Завтра – «Господи и Владыко живота моего…» — будет. Сегодня «прощеный день», и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуг, у дворника, у всех. Вассу кривую встретишь, которая живет в «темненькой», и у той надо просить прощенья. Идти к Гришке, и поклониться в ноги? Недавно я расколол лопату, и он сердился. А вдруг он возьмет и скажет – «не прощаю!»? Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились».

Простить и воскреснуть!

Литература:

  • Басинский, П. Тема Прощеного воскресенья и вообще прощения — одна из ключевых в русской литературе / Павел Басинский. — Текст: непосредственный // Российская газета. — 2023. — 26 февраля. — С. 11.
  • Басинский, П. Свет души: Валентину Распутину исполнилось бы 85 лет / П. Басинский. — Текст: непосредственный // Российская газета. «Неделя». — 2022 . — 16-22 марта (№56). — С. 37. // Российская газета. — 2022 . — 15 марта (№54). — С. 11.
  • Бикеева, В. А. «Несравненный художник жизни»: к 160-летию со дня рождения А.П. Чехова / В. А. Бикеева. — Текст: непосредственный // Игровая библиотека. — 2019. — №12. — С. 4 — 22.
  • Егорова, А. В. «Утро, изменившее жизнь»: рассказ Л.Н. Толстого «После бала» / А.В. Егорова. — Текст: непосредственный // Литература в школе. — 2018. — № 5. — С. 32-34.
  • Кулиш, Ж. В. Вечно живая «Снегурочка»  А. Островского / Ж. В. Кулиш. — Текст: непосредственный // Литература в школе. — 2014. — № 12. — С. 13-15.
  • Лекманов, О. «Чистый понедельник». Три подступа к интерпретации: рассказ Ивана Бунина и древнерусская литература / О. Лекманов. — Текст: непосредственный // Новый мир. — 2012. — №6. — С. 154-159.
  • Любомудров, А. М. «Чудо перерождения»: Гоголь, Шмелёв и их герои в поисках пути к истине / А. М. Любомудров. — Текст: непосредственный // Литература в школе. — 2012. — № 4. — С. 13-16.
  • Мочалина, С. Л.  Л.Н. Толстой. «После бала»: нравственный выбор героев / С.Л. Мочалина. — Текст: непосредственный // Литература в школе. — 2015. -№ 2. — С. 35-36.
  • Ребель, Г. Толстой сегодня: по материалам книг П. Басинского / Г. Ребель. — Текст: непосредственный // Вопросы литературы. — 2016. — № 5. — С. 310-348.
  • Роговер, Е. С. «Снегурочка»  А.Н. Островского в контексте русской культуры / Е. С. Роговер. — Текст: непосредственный // Литература в школе. — 2015. — № 10. — С. 2-6.
  • Фомкина, И. М. Православный Чехов / И. М. Фомкина. — Текст: непосредственный // Школьная библиотека. — 2012. — №2-3. — С. 64 — 80.
  • Харитонова, Н. Образ Снегурочки в произведениях русской литературы XIX — XX вв. / Н. Харитонова. — Текст: непосредственный // Литература (электронная версия). — 2014. — № 3. — С. 13-19.
  • Худякова, Л. Л. Прощёное воскресенье / Л. Л. Худякова. — Текст: непосредственный // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2011. — 12. — С. 25 — 26.
  • Чагадаева, О. Снегурочка: история Снегурочки / О. Чагадаева. — Текст: непосредственный // Родина. — 2019. — №12. — С. 86-89.
  • Черников, А. П. «Великий мастер слова и образа»: к 140-летию со дня рождения И.С.Шмелева / А. П. Черников. — Текст: непосредственный // Литература в школе. — 2013. — №10. — С. 2-8.

Все изображения взяты из открытых ресурсов интернета.

Библиотека рекомендует / ПроЧтение