Путешествие по романам Достоевского

«Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».                                                                             Ф. М. Достоевский

Ежегодно в России в первую субботу июля отмечается День Достоевского. В 2024 году праздник приходится на 6 июля.

Впервые торжественные мероприятия в честь Дня Достоевского прошли в Санкт-Петербурге в 2010 году. Организаторами праздника выступили поклонники творчества русского классика. Датой послужили первые слова из его романа «Преступление и наказание».

Фёдор Михайлович Достоевский (11 ноября 1821 – 9 февраля 1881 гг.) – известный российский писатель XIX века, классик мировой литературы.  Его творчество увлекало умы современников и продолжает будоражить воображение сегодняшнего мирового литературного сообщества. Творения классика переведены на разные языки. На основе произведений поставлены сотни пьес и экранизаций. Писателю установлены памятники и мемориальные доски, в том числе и за границей. О нём снято 15 картин. Но лучшей памятью на все времена остаются его романы. По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире.

Все его произведения получили признание читателей и должную оценку критиков.

Но наиболее выдающимися произведениями, в которых нашли глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды писателя, считаются его поздние романы «великого пятикнижия» – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

В произведениях он изображал человека в запутанных политических, социальных и духовных обстоятельствах, а также поднимал множество философских и религиозных вопросов. Его работы переведены более чем на 170 языков. Ими зачитывались Марсель Пруст, Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй, Жан Поль Сартр, Иосиф Бродский и другие.

Анализируя с необыкновенной глубиной и силой психологическое состояние героев своих романов, их поступки в самые трагические моменты бытия, Достоевский обозначил главные нравственные проблемы общества, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаённые уголки человеческой души и подсознания. Поэтому и сегодня Достоевский актуален так же, как и полтора века назад. Понять и осмыслить идеи писателя можно только через знакомство с его произведениями.

Достоевский, Ф. М. Бедные люди / Фёдор Достоевский. – Москва : Мир Искателя, 2012. – 96 с. – (Библиотечка школьника). – Текст : непосредственный. 

(ЦГБ, ф. 1, 5, 15, 16, 17, 19, 20, 22)    

«Бедные люди» (1846) первый роман Фёдора Михайловича, принёсший автору большую славу. Это роман о страдальцах, которые не могут вырваться из своего полунищенского существования и вынуждены биться за кусок хлеба, в то время как природа наделила их способностями и душевной добротой. Жизнь к ним жестока и несправедлива, она не даёт героям ни малейшего шанса на счастье. Их богатство – только в их душах. Написанный в эпистолярном жанре, роман показывает жизнь «маленького человека», его переживания и думы, настроения и намерения. Он преподносит читателям урок сострадания и милосердия.

Вскоре после публикации романа Федор Михайлович в письме брату M. M. Достоевскому жалуется на то, что его новый роман ругают и бранят в разных популярных журналах. Однако Достоевский также отмечает, что такая несправедливость имела место и в жизни Гоголя и Пушкина. Федор Михайлович понимает, что публика с трудом принимает что-то новое. При этом писатель отмечает, что альманах «Петербургский сборник», в котором вышел роман, раскупают так быстро, что скоро кончится весь тираж:

«…Сунул же я им всем собачью кость! Пусть грызутся – мне славу дурачьё строят…».

Достоевский, Ф. М. Униженные и оскорблённые / Фёдор Достоевский : роман в четырёх частях с эпилогом. – Москва : Московский рабочий, 1981. – 352 с. – Текст : непосредственный.     (ЦГБ)

«Униженные и оскорблённые» (1861) – книга, которая позволила Достоевскому заново дебютировать после десятилетия каторги, ссылки и армейской службы. Он писал: «В романе есть полсотни страниц, которыми я горжусь». Можно предполагать, что речь идет о совершенно новом жизненном опыте, размышлениях Федора Михайловича о писательском творчестве (Иван Петрович, главный герой романа, автобиографичен), любовных терзаниях, пережитых самим писателем  в годы ссылки, его нравственных поисках. Оскар Уайльд, оценивая и сравнивая романы Толстого, Тургенева и Достоевского, особо выделял именно «Униженных и оскорблённых», в которых он находил связь с античной трагедией и слышал «отзвук сострадания». В романе вспоминается творческая история самого первого романа писателя – «Бедные люди». Есть некоторая идентичность и в названиях этих произведений. Достоевский как бы подводит итог своему раннему периоду творчества.

Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание : роман / Фёдор Достоевский. – Москва : АСТ, 2022. – 640 с. – (Школьное чтение). – Текст : непосредственный.   

(ЦГБ, ф. 3, 4, 5, 9, 16, 17, 20, 21, 22)

«Преступление и наказание» (1866) – одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого по сей день ведутся споры. Это проблемный, идеологический роман, подобно которому раньше не было ни в русской, ни в мировой литературе. Достоевский попытался решить в нём множество проблем: от социальных и нравственных до философских. Как отмечал писатель, его роман – это психологический отчёт одного преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху процентщицу. Но в романе идёт речь не об обычном уголовном преступлении, и Раскольников – не просто убийца. Это «идеологическое» преступление, а убийца – преступник-мыслитель, убийца-философ.

«Игрок» (Из записок молодого человека) (1866). В 1863 году Фёдор Достоевский приехал на отдых в Висбаден. Там он за несколько дней проиграл не только все свои деньги, но и наличность своей подруги Полины Сусловой. Чтобы выпутаться из долгов, он заключил контракт с издательством на скорейшее написание нового романа «Игрок». Сюжет романа разворачивается в немецком курортном городке с вымышленным названием Рулетенбург. Главный герой – Алексей Иванович – путешествует с семьёй отставного генерала в качестве учителя его детей. Тема романа – всепоглощающая страсть к азартной игре. Именно Суслова считается прототипом героини романа – Полины Александровны. Мучительные отношения главного героя с Полиной являются отражением непростых отношений Достоевского с Сусловой.

Достоевский, Ф. М. Идиот / Фёдор Достоевский. – Челябинск : Комсомольская правда, 2006. – 516 с. – (Библиотека на все времена. XIX век). – Текст : непосредственный.    (ЦГБ)

«Идиот» (1868-1869) – роман, в котором Достоевский впервые с подлинной страстью, ярко и полно воплотил образ положительного героя, каким он его представлял. Князь Мышкин, несколько лет лечившийся от душевного недуга в Швейцарии, возвращается на Родину к единственным оставшимся родственникам – семье Епанчиных. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворённость, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего. В обществе «нормальных» людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин – идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен. Но «красота спасет мир!», утверждает Достоевский устами князя Мышкина, и в мире становится светлей.

Достоевский, Ф. М. Бесы : роман / Фёдор Достоевский. – Москва : Э, 2017. – 608 с. – (Всемирная литература). – Текст : непосредственный.     (ЦГБ)

«Бесы» (1871-1872) – шестой роман Фёдора Михайловича. Один из наиболее политизированных романов Достоевского был написан им под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев. В основе сюжета лежит реальное событие, всколыхнувшее всю интеллектуальную Россию 70-х годов – «дело Нечаева». Революционеры, члены небольшого законспирированного кружка, убили своего товарища, решившего «отойти от дел». Достоевский отнюдь не стремится изложить фактически достоверную картину произошедшего. Его творение куда глубже; в частной, единичной, русской трагедии он находит общемировое и общечеловеческое. В процессе написания значительно усложнились идея и сюжет произведения. Полемика героев-идеологов продолжала линию, начатую ещё в романе «Преступление и наказание». «Бесы» стали одним из значительнейших произведений Достоевского – романом-предсказанием, романом-предупреждением.

Достоевский, Ф. М. Подросток / Фёдор Достоевский. – Москва : Эксмо, 2006. – 576 с. – (Великое Пятикнижие Достоевского). – Текст : непосредственный.      (ф. 22)

«Подросток» (1875)  – роман-исповедь. Роман был впервые опубликован в 1875 году в журнале «Отечественные записки» с подзаголовком «Записки юноши». Главный герой романа, 19-летний подросток Аркадий Макарович Долгорукий, переезжает в Петербург после окончания гимназии. Он сразу же оказывается вовлечён в череду интриг и сложных взаимоотношений с родным отцом Андреем Петровичем Версиловым, связанных с положением незаконнорождённого Долгорукого. Происхождение накладывает отпечаток на всю его жизнь, он постоянно ощущает двусмысленность своего положения. Мучимый различными переживаниями, Аркадий оказывается в чудовищном переплёте событий романа. Так он взрослеет и постигает жизнь.

Современниками роман был раскритикован за «бесформенность» и «хаотичность», из-за чего он долгое время считался художественной неудачей. Многие современные критики и исследователи же считают роман одним из величайших романов Достоевского и одним из его самых недооценённых произведений.

Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы : роман / Фёдор Достоевский. – Москва : АСТ, 2019. – 784 с. – (Лучшая мировая классика). – Текст : непосредственный.    (ф. 3)

«Братья Карамазовы» (1879-1880) – последний, самый объёмный и сложный, неоднозначный из романов Федора Михайловича Достоевского, который критики считали то «интеллектуальным детективом», то «ранним постмодернизмом», то «лучшим из произведений о загадочной русской душе». Произведение обращает читателя к вневременным нравственно-философским вопросам о грехе, воздаянии, сострадании и милосердии. Книга, которую сам писатель определил как «роман о богохульстве и опровержении его», явилась попыткой «решить вопрос о человеке», «разгадать тайну» человека, что, по Достоевскому, означало «решить вопрос о Боге». Сквозь призму истории провинциальной семьи Карамазовых автор повествует об извечной борьбе божественного и дьявольского в человеческой душе. Двойственность, осознанное отрицание веры и необходимость в ней как в спасительном якоре, смесь эгоизма и самопожертвования, вечное блуждание в плену ложных ценностей – таким представляется писателю русский человек.

Библиотека рекомендует / ПроЧтение