Первая кисть государства

К 225-летию Карла Брюллова

Выдающийся художник Карл Павлович Брюллов (1799-1852) – один из наиболее известных представителей романтизма в русской живописи. Карл Брюллов — профессор (1836–1849) Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге; член Академии Святого Луки в Риме, Академии Брера в Милане и Академии изящных искусств в Парме (Италия); профессор Академии изящных искусств во Флоренции (Италия).

Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека, тонким психологизмом. «Парадный портрет», который по статусу полагалось иметь в то время дворянам и купцам, Брюллов «оживлял» бытовыми или историческими сценками; кисть художника гениально обнаруживала красоту даже самого, казалось бы, обыкновенного человека — через его мимолётную улыбку, полуоборот головы, милую гримасу.

Карл Брюллов родился 12 декабря 1799 года в семье потомственных художников, родом из Германии, но давно переехавших в Россию, где прижились и обрусели. Именно отец, академик орнаментальной скульптуры, стал его первым учителем. В 1809-1821 годы мальчик учился в Императорской Академии художеств. В 1821 году Карл окончил Академию с большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени. Согласно заведённого в академии порядка, молодые художники-выпускники были обязаны продолжить совершенствование художественного мастерства в Европе.

Фамилия художника, так как он происходил из старинного французского рода, изначально звучала на французский манер — Брюлло. Букву «в» в конце фамилии будто бы собственноручно приписал Александр I. Императору хотелось, чтобы фамилия талантливого молодого художника, отправленного за казенный счет в Италию, звучала по-русски.

С 1822 по 1834 гг. Брюллов жил и работал в Италии, получая стипендию от Общества поощрения художников. В Италии, в 1833 году, он написал картину «Последний день Помпеи», удостоенную в Париже Гран-при. Помимо этого художник создал ряд прекрасных портретов (в том числе картину «Всадница» (1832), принёсших ему громкую славу. Художник прожил в Италии 12 лет. За это время он написал около 120 портретов итальянской знати, членов Российской императорской семьи, отдыхающих в Италии, художников, скульпторов, писателей. В 1835 году Карл совершил путешествие по Греции и Турции. В том же году вернулся в Россию.

До 1836 года художник жил в Москве, где познакомился с Александром Пушкиным. В последний раз Художник и Поэт встретились 25 января 1837 года, за два дня до роковой дуэли Пушкина с Дантесом. Встреча состоялась в мастерской Брюллова, куда Александр Сергеевич приехал вместе с Василием Жуковским. Пушкину чрезвычайно понравилась картина Брюллова «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне».

Рисунок Ильи Репина «Пушкин просит у Брюллова картину»

«Пушкин не мог расстаться с этим рисунком, хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище; но рисунок принадлежал уже княгине Салтыковой, и Карл Павлович, уверяя его, что не может отдать, обещал нарисовать ему другой; Пушкин был безутешен; он, с рисунком в руках, стал перед Брюлловым на колени и начал умолять его: «Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня; отдай мне этот». Не отдал Брюллов рисунка, а обещал нарисовать другой. Я, глядя на эту сцену, не думал, что Брюллов откажет Пушкину. Такие люди, казалось мне, не становятся даром на колени перед равными себе. Это было ровно за четыре дня до смерти Пушкина.«. А. П. Мокрицкий. Воспоминания о Брюллове. Отечественные Записки, 1855.

  После смерти Пушкина Карл Брюллов сделал эскиз Памятника поэту, а в 1849 году написал картину на сюжет поэмы «Бахчисарайский фонтан», которая стала своего рода данью памяти их взаимной приязни и уважения. 

В 1836 году Брюллов переехал в Санкт-Петербург, где 3 года преподавал в Академии художеств. Здесь он написал ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе поэта и драматурга Нестора  Кукольника (1836), скульптора Ивана Витали (1836—1837), поэта, переводчика и педагога Василия Жуковского (1837), И. А. Крылова (1839). Был дружен с композитором Михаилом Глинкой.

Надгробная плита на могиле К. П. Брюллова

В 1843—1847 гг. К. П. Брюллов принимал участие в живописных работах для Казанского собора в Санкт-Петербурге; в этот же период работал над оформлением Исаакиевского собора: Брюллов обязался расписать главный купол площадью 800 кв. м. Но «изнеженный итальянским солнцем» художник простудился, и работу пришлось прекратить. В связи с болезнью Брюллов в 1849 году уехал из России в Португалию, на остров Мадейра, что находится у северо-западного побережья Африки. С 1850 года до самой смерти (в 1852 г.) жил в Италии. Умер в местечке Манциана от сердечного приступа. Похоронен в Риме на протестантском кладбище.

Образы Пушкина и Брюллова увековечены скульптором И. Н. Шредером в бронзовом горельефе «Писатели и художники» на памятнике «Тысячелетие России» (в г. Нижний Новгород).

Библиотека рекомендует к чтению:

Пикулева, Г.И. Брюллов / Г.И. Пикулева. — Москва : Олма-Медиа. — (Галерея гениев). — 2004. — 84×108/16. — с.128. — 5000экз. — ISBN 5-94849-594-9. — Изображение : непосредственное. Издание находится в книгохранилище в библиотеке-филиале №21, пр-т Автозаводцев, 9

Гордеева, М Карл Брюллов : альбом / М.Гордеева. — Москва : ООО «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда». — (Великие художники). — 2010. — 70×1008/ — 79 000 экз. — ISBN: 978-5-87107-196-0. — с.48. — Изображение : непосредственное. Издание находится в ЦГБ им. Либединского, пр-т Октября, 9

Жабцев, В.М. КАРЛ БРЮЛЛОВ : альбом / В.М. Жабцев, автор-составитель. — Минск : Харвест. — (Гении мировой живописи). — 2007. — 202x263x12. — с.128. — ISBN 978-985-16-1275-4. — Изображение : непосредственное. Издание находится в ЦГБ им. Либединского, пр-т Октября, 9

Ссылки на материалы для статьи:

Карл Брюллов / Культура.рф : [сайт]. — Текст : электронный. — URL:

Томашевская, В Брюллов и Пушкин / В.Томашевская. Проза.ру : [сайт]. — 18.02.2017. — Текст : электронный. — URL:

Карл Брюллов. Биография и некролог. — Текст : электронный / Эпитафия.ру : [сайт]. — URL:

Библиотека рекомендует / ПроЧтение