13 марта исполняется 130 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
Уже при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.
Огромное значение в жизни Макаренко сыграл М. Горький, для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет. Так, Ф. Э. Дзержинский занялся беспризорниками только после того, как М.Горький написал письмо В. И. Ульянову о необходимости срочно заняться этим вопросом. В последующие годы Горький помогает подготовить книгу о «гремевшей» в конце двадцатых годов Болшевской коммуне (Подмосковье) под руководством М. С. Погребинского, на основе опыта которой (коммуны) был снят всемирно известный фильм «Путёвка в жизнь». В этой коммуне так же, как у Макаренко, правонарушители перевоспитываются полезным производительным трудом, так же нет заборов и охраны. В этом смысле Макаренко для Горького был очередным примером передового опыта в воспитании. Горький всячески настаивал на издании записок Макаренко о его опыте воспитания в виде книги, как известнейший писатель помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы «Педагогической поэмы», а затем и выпустил всю книгу под своей редакцией.
Большое значение для Макаренко имело понимание и поддержка его опыта воспитания и перевоспитания буквально с первых лет деятельности Колонии им. М.Горького со стороны рук. НКВД Украины Всеволода Апполинариевича Балицкого [1892 или 1893—1937]. Именно благодаря последнему Макаренко после снятия с руководства Колонии им. Горького продолжил руководить схожим учреждением (Коммуной им. Ф. Э. Дзержинского) уже в составе НКВД (А. С. Макаренко был назначен руководить Коммуной в декабре 1927 г., то есть в течение полугода совмещал обе должности: в Коммуне и в Колонии). Достоверно известно и то, что осенью 1936 г. по прямому указанию Балицкого фамилию Макаренко вычеркнули из списка лиц, уже оговорённых в ходе допроса по делу бывшего начальника Макаренко по отд. трудовых колоний Украины Л. С. Ахматова, как троцкистов.
Первый сколько-нибудь подробный очерк о Колонии им. Горького и её руководителе А. С. Макаренко написала Надежда Феликсовна Остроменцкая (1893—1968), летом 1926 г. работавшая в колонии им. М. Горького клубным работником, затем воспитателем-учителем. Она же чуть позже написала и первое художественное произведение о горьковцах — «Повесть о Решиде и Мишке», дополненное и художественно переплетённое автором с её воспитательным опытом в интернатах Чечни. Значимость этих двух произведений трудно переоценить, поскольку после критического выступления Н. К. Крупской в адрес А. С. Макаренко на съезде комсомола в мае 1928 г. они могли остаться едва ли не единственными свидетельствами о замечательном воспитательно-педагогическом опыте Колонии им. Горького (подобно тому, как о Болшевской коммуне М. С. Погребинского ныне помнят немногочисленные специалисты).
Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903—1972) и его супругу Галину Константиновну (1908—1999, в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и Алексея Григорьевича Явлинского (1915—1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).
Ряд воспитанников Макаренко первоначально выбрали другую стезю в жизни, но через некоторое время обратились к воспитательной деятельности. Среди таких деятелей наиболее известен Л. В. Конисевич, более 15 лет отдавший морской службе, а затем на четверть века возглавивший на Украине интернат «Алмазный», где воспитание было основано на посильном и увлекательном уходе за цветниками, садом и огородом. В конце жизни Леонид Вацлавович успел подготовить в своей книге «Нас воспитал Макаренко» наиболее подробные (из всех имеющихся) воспоминания о жизни и труде в коммуне им. Дзержинского именно с точки зрения воспитанника.
Пропагандой опыта А. С. Макаренко в том или ином виде продолжали заниматься и многие его сотрудники и преподаватели Колонии им. М. Горького и Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. В первую очередь, здесь следует упомянуть:главного организатора клубной и внеклассной работы Колонии и Коммуны — Виктора Николаевича Терского [1898-1965] (в «Педагогической поэме» — В. Н. Перский) и главного агронома Колонии им. М. Горького — неутомимого Н. Э. Фере (в «Педагогической поэме» — Н. Шере), после увольнения Макаренко из Колонии им. М. Горького перешедшего в сельскохозяйственную науку, но помнившего опыт сотрудничества с А. С. Макаренко и написавшего о нём книгу «Мой учитель».
Любопытным продолжением макаренковского движения проявили себя ряд представителей комсомола, занявшихся в середине 1960-х годов работой с «трудными» подростками. Некоторые из них, к примеру, Виталий Ерёмин, Владислав Ширяев вполне сознательно использовали опыт и подходы А. С. Макаренко, о чём упоминают в описании своего педагогического опыта.
Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» — исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета. Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено. Признание и известность как среди российских, так и зарубежных макаренковедов, получили, в частности, труды профессора Гётца Хиллига (ФРГ), иностранного члена РАО РФ и АПН Украины, многие годы возглавлявшего Международную макаренковскую ассоциацию (ныне Г.Хиллиг — вице-президент ММА).
С другой стороны ряд зарубежных публикаций о А. С. Макаренко и его воспитательном опыте, особенно в первые годы после Великой Отечественной войны и с началом холодной войны, отличались крайней предвзятостью, искажением фактов и недоброжелательностью
Длительное время советское и зарубежное макаренковедение находились в состоянии взаимной критики, сотрудничество удалось наладить только после встреч 1988 г. по поводу юбилея Макаренко во времена «перестроечной оттепели».
Учителя с большим педагогическим стажем, выступая в печати, говорят о том, что знакомство с сочинениями Макаренко было для них «счастливой педагогической находкой», так как в его опыте и в его теоретических трудах они находят богатый арсенал средств, обработанных приемов, а также методику создания единого детского коллектива.
Методы Макаренко настолько связаны с методами школьной работы, что передовые учителя давно считают произведения Макаренко своими настольными книгами, они помогают им улучшить качество учебно-воспитательной, работы, организацию всего воспитательного процесса. Идеи А.С.Макаренко продолжены и развиты сейчас в коммунарской методике и педагогике общей заботы И.П.Иванова.
Быков, А.К. Практическая деятельность и творческое наследие А. С. Макаренко: величие и постсоветские «приватизации» / А. К. Быков // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 18-23.
Гликман, И.З. Главное, что оставил Антон Макаренко в веках : основа системы работающих знаний в области воспитания / И. З. Гликман // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 76-83.
Гликман, И.З. Практическое воспитание: опыт А.С.Макаренко и его предшественников / И. З. Гликман // Социальная педагогика. — 2015. -№ 1. — С. 81-86.
Гринева, М.В. Идеи А. С. Макаренко в практике детских пенитенциарных учреждений: современный украинский опыт / М. В. Гринева, Л. Н. Гомля // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 114-119.
Гриценко, Л.И. Опыт А. С. Макаренко и его значение / Л. И. Гриценко // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 29-37.
Зязюн, И. А. Гуманистическая сущность мастерства А. Макаренко-воспитателя / И. А. Зязюн // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 11-17.
Илалтдинова, Е.Ю. Наследие А.С.Макаренко в 1953-середине 1970-х гг./ Е.Ю.Илалтдиновап // Педагогика. – 2011. — № 7. – С.93-101.
Карапчук, В.А. Уроки Макаренко : использование опыта А.С.Макаренко в воспитательной работе колонии для несовершеннолетних правонарушителей / В. А. Карапчук // Социальная педагогика. — 2013. — № 1. — С. 74-81.
Коваль, С.А. Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами / С. А. Коваль //Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 105-111.
Кращенко, Ю.П. Пределы студенческого самоуправления: дискуссия в контексте макаренковского наследия / Ю. П. Кращенко // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 109-113.
Мардахаев, Л.В. Личность учителя в педагогическом наследии А.С.Калабалина : ученик А.С.Макаренко — С.А.Калабалиных / Л. В. Мардахаев // Социальная педагогика. — 2014. -№ 6. — С. 87-96.
Мельничук, С.Г. Взгляды А.С. Макаренко на использование перспективы в системе воспитательной работы / С. Г. Мельничук // Начальная школа. — 2012. — №8. — С. 17-21.
Меттини, Э. Макаренковский коллектив как Т-группа : роль опыта в воспитании групп / Э. Меттини // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 64-71.
Морозов, В.В. Педагогика А. С. Макаренко: перспективы практического действия : реабилитация трудных подростков педагогическими средствами / В. В. Морозов // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 38-46.
Морозов, В.В. Педагогический музей А.С.Макаренко:реальность и перспектива / В. В. Морозов // Социальная педагогика. — 2015. — № 5. — С. 89-96.
Морозов, В.В. Цель воспитания- человеческая личность, человеческий характер. : к 95-летию открытия колонии им. М.Горького / В. В. Морозов // Социальная педагогика. — 2015. — № 1. — С. 75-80.
Мосолов, В.А. Гражданское общество, государство и проблемы воспитания в детских молодежных общественных организациях / В. А. Мосолов // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 179-183.
Невская, С.С. Истоки и социальная направленность концепции гражданского воспитания личности А. С. Макаренко / С. С. Невская // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 56-63.
Невская, С.С. Новые концептуальные подходы к изучению наследия А. С. Макаренко / С. С. Невская // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 24-28.
Нийман, Х. Антон Макаренко — организатор человеческих групп : принципы управления детской организации, коллектива / Х. Нийман // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 9-10.
Педагогика общей заботы: понятийный аппарат : словарь понятий / составлен Е.В.Титовой // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 190-223.
Русаков, А. «Троянский конь» форпостов культуры : работа педагога клубного «форпоста» — жизненная практика детей, опыт самореализации, изыскание потенциальных педагогических соратников / А. Русаков // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 177-178.
Сидак, В.А. Уроки коммунарского движения : всесоюзный комсомольский клуб юных коммунаров / В. А. Сидак // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 31-33.
Слободчиков, В.И. Прикладная антропология в педагогике А.С.Макаренко / В. И. Слободчиков // Социальная педагогика. — 2013. — № 4. — С. 14-20.
Соколов, Р. Коммунарская методика и коммунарское движение: судьба субкультурного феномена : коммунарство, коллективные творческие дела / Р. Соколов, Н.В.Соколова // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 49-63.
Соколов, Р.В. Апология И.П.Иванова и его коммунарской педагогики общей заботы / Р. В. Соколов // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 169-176.
Сотников, В.Е. Агрошкола — центр воспитания будущего хозяина земли: : организация непрерывного трудового воспитания и обучения учащихся / Л.В.Винокурова // Социальная педагогика. — 2012. — № 4. — С. 79-82.
Ткаченко, А.В. Колония имени М. Горького: малоизвестные страницы украинской периодики : борьба с детской беспризорностью. Общественный резонанс педагогических экспериментов А. С. Макаренко / А. В. Ткаченко // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 94-100.
Фролов, А.А. Приоритеты педагогики А.С.Макаренко: освоение наследия / Е.Ю.Илатдинова // Социальная педагогика. — 2012. — № 4. — С. 24-31.
Фролов, А.А. Разработка наследия А. С. Макаренко как фактор развития современной педагогики (постановка проблемы) / А. А. Фролов // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 7-8.
Фролов, А.А. Труд и «хозяйствование» — основа социальной педагогики А.С.Макаренко : принципы народной педагогики. Условия развития щкол-хозяйств / А. А. Фролов // Социальная педагогика. — 2013. — № 3. — С. 19-24.
Фролов,А.А. Административное управление и самоуправление в пелагогике А.С.Макаренко [Текст]: управление педагогическим учреждением/ А.А.Фролов // Педагогика. – 2011. — №10. – С.57-65.
Хиллиг, Г. Семь смертей А. С. Макаренко: домыслы и факты : свидетельства последовательных событий, приведших 1 апреля 1939 г. к внезапной смерти педагога-писателя / Г. Хиллиг // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 130-138.
Хиллиг, Г. Творческо-коммерческий альянс — одна из движущих сил канонизации А. С. Макаренко : малоизвестные страницы педагогической деятельности, жизни и смерти А. С. Макаренко / Г. Хиллиг // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 120-126.
Царёва, Н.П. Коммунарская методика — научная концепция в ее жизненно-практической реализации / Н. П. Царёва // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 112-118.
Царёва, Н.П. Социальное творчество как современная форма реализации воспитательных идей коммунарской педагогики / Н. П. Царёва // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 184-189.
Шубин, А. Педагогика и коммунализм : место и роль коммунарства, движение педагогических отрядов, педагогика сотрудничества / А. Шубин // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 18-24.
Ямбург, Е.А. Движение юных коммунаров как педагогическая утопия : размышления над книгой «Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е гг)» / Е. А. Ямбург // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 165-168.
Библиотека рекомендует |