20 июля 2024 года исполняется 130 лет со дня рождения Льва Бруни — русского и советского художника-авангардиста, иллюстратора и военного корреспондента, автор многочисленных контррельефов в стилистике конструктивизма.
Бруни – знаменитая династия в истории русской живописи и в истории культуры Миасса. Как случилось, что имя художника из знаменитой династии Бруни-Соколовых оказалось связано с небольшим уральским городом, который тогда назывался еще Миасским заводом?
О династии Бруни здесь здесь здесь
Лев Александрович Бруни
Лев Бруни (1894–1948), был представителем древнего рода выдающихся художников, музыкантов, поэтов, которыми по праву гордится Россия. Сама фамилия Бруни переводится как «семья, род, поколение». Маленький Лев Бруни рос в уверенности, что «все люди — художники», и, конечно же, развивался в том же направлении.
Александр Бенуа отозвался о рисунках 14-летнего мальчика как о состоявшемся уже таланте. Профессиональное обучение Бруни было довольно кратким: две зимы в Академии художеств, год в Париже. Молодой художник, которому едва исполнилось 20, начинает выставляться вместе с «Миром искусства» и сразу становится известен. Все дается ему легко, все вокруг его любят, называя не иначе как Левушкой. В его мастерской регулярно устраивались вечера, постоянными посетителями которых были знаменитые поэты, композиторы, художники того времени.
Лев Бруни много работал журнальным иллюстратором в журналах «Голос жизни», «Вершины», а также в «Новом журнале для всех». Под влиянием Константина Бальмонта иллюстрировал поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»; две акварели — «Плач Тариэла» и «Бой Автандила», экспонировавшиеся на выставке «Мира искусства» (Петроград, 1915) — принесли Льву Бруни первую известность и первый коммерческий успех, они были куплены неким грузинским князем. Там же выставлялся и большой акварельный портрет Бальмонта («голубой портрет»), выполненный Львом Бруни. Портретное творчество Бруни не отличается разнообразием. Кроме семьи он рисует только друзей и тех, кто близок ему по духу.
В Миасс петербургский художник Лев Бруни приезжает в 1917 году. И он был здесь не единственным представителем столичной творческой интеллигенции. В это время в поселок Тургояк на отдых к знакомым приехала жена поэта Константина Бальмонта — Е.А. Андреева-Бальмонт с дочерью Ниной. Из-за октябрьских событий им пришлось остаться в Миассе. Екатерине Алексеевне, известной переводчице, подыскали работу в местной библиотеке, а Нина продолжила учебу в гимназии. И это определило ее судьбу.
Художник Лева Бруни, по свидетельству очевидцев, жил в землянке, на двери была прикреплена визитная карточка: «Лев Александрович Бруни. Петроград». В Миассе он много рисовал, в основном углем и тушью: рисунки уральской серии, изображают пейзажи окрестностей озера Тургояк, портреты местных жителей, сцены из семейной жизни.
В Миассе Бруни ради заработка преподает чистописание и рисование в общеобразовательной школе, дает частные уроки рисования. А от случая к случаю не гнушается простыми заработками, делает, например, нумерацию домов по Златоустовской улице. Встречается и общается с местными художниками.
Нину Бальмонт он знал еще девочкой, но, неожиданно встретив ее на Урале, был совершенно очарован удивительно тонкой натурой и образованностью 16-летней девушки. А вот как об этом времени пишет в своих воспоминаниях Е.А.Андреева-Бальмонт: «Моя дочь Нина в 16 лет собралась замуж за молодого художника Льва Александровича Бруни. Я знала семью его. Любила его мать, и дети наши виделись и дружили. Лев Бруни, вернувшись с фронта, приехал к нам погостить на Урал, влюбился в Нину и настаивал жениться на ней немедленно. Я решительно отказала ему: дочь моя слишком молода и по характеру совсем ребенок, не кончила даже гимназии, совершенно не знает жизни, людей. И просила Бруни отложить хотя бы на год мысль о браке. <…> Бруни переписывался с Ниной и ко дню ее рождения (ей минуло 17 лет) приехал из Петербурга в Миасс, преодолев все трудности дороги в нетопленных полуразрушенных теплушках, в холод и голод. В мае 1918 года они обвенчались в Миассе». А через год, 19 апреля 1920 года, родился их сын, Иван Львович Бруни.
Мир вокруг будет рушиться в хаосе гражданской войны. Они поедут на восток — в Омск, потом Ново- Николаевск. Лев Бруни работает при Колчаке в качестве художника, пишет портреты белых генералов, Деникина, Миллера, рисует транспарант с карикатурой на Ленина. Как он потом за это не поплатился — один бог знает. В этот период бездомных скитаний художник и перестанет писать маслом. Но зато он, как никогда раньше, научится рисовать все: берег озера и спящую жену, цветочные горшки и коляску их первенца в окружении кур и щенят… Это будут не просто дневниковые «зарисовки с натуры» или протокольные репортажи. Это будет то, что на языке искусствоведов носит название «станковая графика». Короче, законченные и самодостаточные произведения искусства.
В начале 1920-х по приглашению Фаворского переехал с семьёй в Москву. Возглавлял графическую, затем — монументальную мастерскую ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские). Он работает непрерывно, жизнь и искусство для него оказываются перепутанными, переплетенными. Творчество самой высокой пробы становится частью его повседневного быта; должно быть, оттого он с какой-то моцартовской беспечностью относился к своим уже завершенным работам и их дальнейшей судьбе.
Художник из династии Бруни: Лев Александрович Бруни ( 1894-1948): информационный буклет /составитель О.Б.Шакирова. — Миасс, 2024. — 2 с. — Текст: непосредственный.
Иван Львович Бруни
Другим представителем династии Бруни, тесно связанным с Миассом, был Иван Львович Бруни (1920-1994) — художник-график, иллюстратор книг, народный художник РСФСР.
Биография И.Л.Бруни здесь здесь здесь
Бруни и в зрелом возрасте любил повторять, что у него две малые родины — Миасс, где он родился, и Козельск, где провел детство. В детстве Иван мечтал стать поэтом, переводил поэзию с подстрочника, и то, и другое у него получалось неплохо, но судьба распорядилась иначе, и он стал художником.
Бруни прошел всю Великую Отечественную войну с первого до последнего дня. Он был призван в Красную Армию в 1940 году, служил в Монголии и на западной границе. В начале войны его дивизию перебросили на Украину, затем под Смоленск. Бруни был трижды ранен и контужен, но вернулся на фронт и дошел до Победы. О том, как он стал художником, сам Иван Львович рассказывал так: «В 1943 году наша бригада находилась на переформировании. Я стал пробовать рисовать портреты солдат. Неожиданно получилось похоже». Он стал кавалером ордена Красной Звезды. Трижды был тяжело ранен, контужен, чудом остался жив. Сначала он рисовал портреты бойцов (солдаты вместо фотографий посылали их в письмах домой), затем — фронтовые эпизоды.
После войны поступил учиться в Рижскую Академию художеств (принимал участие в выставках), а через год перевёлся в Московский художественный институт.
В 1948 году умирает его отец, пришлось много работать, чтобы помогать семье. Бруни начинает работать в издательстве, иллюстрирует книги , много путешествует. Путешествия по стране дают новые впечатления, появляются новые произведения.
Главные темы творчества художника — война, человек, природа. Главное содержание искусства — его эмоциональное отношение к жизни. Излюбленные техники — карандашный рисунок, акварель, офорт, автолитография.
Личный фронтовой опыт Бруни нашел отражение в его творчестве . Он создал множество иллюстраций на военную тематику, портретов солдат, отразив свои впечатления от войны. Наверно не случайно, что одной из первых работ в книжной иллюстрации была повесть Э. Казакевича «Звезда», к которой он неоднократно возвращался и в дальнейшем. Иллюстрирует он «Волокаламское шоссе» А. Бека, «Василия Теркина» и «Дом у дороги» А. Твардовского. Военная тема постоянно звучит и в станковых произведениях Бруни: «Семеро спящих», «Бой в лесу», «Ждут машину», «Гармонь», «Смерть товарища» и др.
Подробнее о творчестве И.Л.Бруни здесь
В 1969 году в издательстве «Советский художник» вышли записки «В саянской тайге», написанные им в результате поездки по Туве. Записки сопровождены рисунками художника. Иван Бруни прожил долгую жизнь, жил он полно, насыщенно, занял свое место в искусстве. Его художественный вкус, сформированный под влиянием семьи и окружения, позволил выработать свой стиль в искусстве, а тему его творчества определило время, в которое он жил.
Так город Миасс стал источником вдохновения двух талантливых художников Бруни, внесших значительный вклад в российское изобразительное искусство.
Источники:
- Внук Бальмонта — уроженец Миасса: В Миассе 19 апреля родился внук К. Бальмонта — народный художник РСФСР Иван Бруни / по материалам Миасского краеведческого музея. – Текст : электронный // Новости Миасса : [сайт]. – 2006. – 6 пареля. – URL: https://newsmiass.ru/index.php?news=6253 (дата обращения: 15.07.2024).
- Еремин, В. Бальмонт и Бруни породнились в Миассе : Город в Золотой долине соединил детей двух знаменитостей / Валерий Еремин.– Текст: непосредственный // Челябинский рабочий. – 2001. — 6 февраля. – С.3.
- Корчагина, Н. А правда, что «все люди -художники»? : Миасс-родина одного из представителей творческой династии Бруни /Наталья Корчагина. – Текст: непосредственный // Миасский рабочий. – 2020. — 26 марта. — С. 14; 2 апреля. — С. 14;
- Месхи, Н. «С кем на Руси жить хорошо.История большого семейства» : о родословной Бруни / Натэла Месхи . – Текст: непосредственный // Родина. – 1997. № 1. – С. 98-102.
- Наумова, Г. М. Семья Бруни-Бальмонт на Урале / Галина Михайловна. – Текст: непосредственный // Истоки : краеведческий сборник № 10. – Миасс, 2023. — С. 53-57.
Фото с сайта https://moskvichmag.ru/lyudi/moskovskaya-dinastiya-bruni/
Календарь знаменательных дат / Краеведческая страница |