Михаил Лермонтов: «Я поэт другой эпохи…»

В 2024 году исполняется 210 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) Символичны цифры рождения и смерти поэта —14 и 41 годы. Они зеркально перекликаются, а спустя сто лет именно в эти годы начались две мировые войны XX столетия. Лермонтов говорил о себе: «Я поэт другой эпохи…» Но великий поэт потому и велик, что творчество его современно для любой эпохи. Ему суждено было прожить короткую жизнь, даже по меркам того времени, но память о нем сохранилась в веках.

Биография М.Ю. Лермонтова здесь здесь здесь

Он прожил всего 27 лет, тринадцать из которых было отведено на творчество. За это время М. Ю. Лермонтов создал огромное количество философских, патриотических стихотворений: о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о любви, о дружбе, о природе, о поиске смысла жизни, о будущем и прошлом. Михаил Юрьевич оставил нам более 400 стихов, 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.

Он был непростым человеком, неуживчивым и язвительным, чьи представления о любви и дружбе не всегда совпадали с общепринятыми. Отсюда – многочисленные слухи и легенды, дожившие до наших дней: здесь здесь .

Боль, чувство одиночества, тоска и горечь естественным образом стали мотивами его творчества. Однако за жизнь больно только тем, кто ее любит. Трудно назвать другого великого русского писателя, отношение к которому со стороны потомства было бы так неустойчиво и неровно. Лермонтов — писатель, конечно, крупный, обладатель яркого и самобытного таланта, но вместе с тем лишенный ясного и определенного взгляда на жизнь, стоящий на грани философского и морального нигилизма, — так считали соратник Писарева Варфоломей Зайцев и философ-мистик Владимир Соловьев, народник Михайловский и историк Ключевский.

Насколько современна и актуальна поэзия Лермонтова сегодня? Закономерным и одновременно удивительным образом творчество поэта XIX века стало злободневным в грозные годы Великой Отечественной войны и …. сейчас, в не менее тревожное для нашей страны время.

Статья академика В.Комарова «Лермонтов в наши дни» написана в 1941 году. Но какой же актуальной она кажется.

Лермонтов – поэт мятежа, бури. И вспоминают его обычно в бурные для России годы. В 1830 году он пишет «Предсказание», не оставляющее места сомнениям по своему общему смыслу:

При жизни Лермонтова широкая публика считала, что речь идет о народном бунте и Пугачеве, в советское время – о революции 1917 года. Однако позже его строчки стали восприниматься как абсолютно точное мистическое предсказание о вожде мирового пролетариата и организаторе революции – о Ленине. (вот и плащ в котором Ленин выступал на броневике и возвышенный блестящий лоб – то же самое чело ). Возможно ли, что Лермонтов предсказал революцию 1917 года и братоубийственную гражданскую войну?

Искусство, в представлении Лермонтова, лишь тогда достойно осуществляет свою социальную миссию, свое предназначение, когда оно является общественным служением в самом прямом и точном значении этого слова. В стихотворении «Поэт» Лермонтов, обращаясь к своему воображаемому адресату, говорит:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзвук мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Это ли не современная мысль!

Стихотворение «Родина» написано в год гибели Лермонтова (1841). Основная его мысль — любовь к родине необъяснима, не опровержима никакими логическими аргументами, она коренится глубоко в сердце и ничем не обусловлена, как привязанность к отцу или матери, или к другому родному любимому существу, знакомому с пеленок.

Какая непростая на самом деле тема! Больно видеть, как сейчас многие русские презрительно отзываются о своей родине. Они находят разные весомые аргументы в оправдание своей нелюбви и неуважения к отчизне.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

В стихотворении «Родина» перекрещиваются многочисленные и многообразные темы, отражавшие чувства любви к своей земле и к своему народу. Стихотворение заканчивается бытовой реалистической деталью : «говор пьяных мужичков». Лермонтов подчеркивает свое нежелание придавать произведению какой бы то ни было торжественный пафос. Он настаивает на том, что настоящая Россия — это вот эти пьяные мужички. И он абсолютно прав. Ведь именно из этих крестьян ( а сейчас и не только крестьян) состоит страна, и на них все держится.

Но высшей страстности достигает голос Лермонтова, когда его творческое внимание обращается к тем эпизодам отечественной истории, когда все высокие качества русского народа проявились особенно полно.

Лермонтовское «Бородино» — это одно из самых совершенных во всей русской литературе художественных отражений священной годины отечественной войны с наполеоновскими полчищами ( а эти полчища состояли не только из французов). Патриотическим пафосом, из глубины души поднятым вдохновением, сохраняющим всю свою впечатляющую силу и по сей день, пронизаны слова старого солдата, от имени которого ведется рассказ:

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой
Как наши братья умирали!»
— И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой…
……………..
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Лермонтов мечтал о поэзии, которая «воспламеняла бы бойца для битвы». И современным звучанием наполнены его строки из поэмы «Сашка»:

Напрасно думал чуждый властелин
С тобой столетним русским великаном
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал!

Прошлое для нас — не только история: его традиции живут в настоящем. Что думают современные читатели о творчестве М.Ю.Лермонтова? здесь

Ольга1177 : «Лермонтов — наш современник в том высоком смысле, что и нам приходится жить в те самые 40-е годы, которые погубили поэта. И нам тоже необходимо как-то искать выход из безвременья. И мы переживаем период зарубежных революций, сильнейшего внутреннего застоя. И примечательно то, что Лермонтов начиная с 1835 г. резко переламывается, хотя начинал он как искренний патриот и государственник. В этом смысле он наш современник потому, что переживает отчаянное, глубочайшее разочарование, в известной степени благотворное и уж точно необходимое. Два полюса его пути — это, с одной стороны, наполненное верой в свою страну пафосное «Бородино», а с другой — «Прощай, немытая Россия…», которое так не любят патриоты, неустанно пытаются окрестить его минаевской провокацией. Хотя если бы Минаев умел так писать, его литературная судьба была бы другой».

Румия Тенишева : «Я думаю, что ни у одного цивилизованного человека не повернется язык назвать М.Ю.Лермонтова «устаревшим». Он с нами на протяжении всей нашей жизни. Его «Колыбельная», «Бородино», «Парус»..Да всего не перечислишь. Взрослеем и мудреем мы, а вместе с нами » взрослеет» и творчество поэта. Мы уже не как в школьные годы осмысливаем стихотворение «Родина», перечитываем в минуты грусти письмо Веры к Печорину из «Героя нашего времени». Его произведения востребованы всегда» .

Есть имена – как солнце: М.Ю. Лермонтов (1814 – 1841) библиографический указатель / Сост. О.Б.Шакирова. – Миасс: МКУ «ЦБС», 2024. — 36 с. — Текст: непосредственный, электронный. Указатель включает в себя разделы:

  • «Нет, я не Байрон, я другой» — краткий биографический очерк, а также книги, статьи в периодических изданиях и интернет — ресурсы
  • «Поэзия страдающей совести…» — лирика М. Ю.Лермонтова
  • «Кавказ в творчестве Лермонтова» статьи из периодики, раскрывающие роль Кавказа в творчестве М. Ю. Лермонтова.
  • «Лермонтов в школе и библиотеке» — материалы для проведения уроков, викторин, вечеров, диспутов, а также примерные и названия для выставок и мероприятий.

210 лет. Довольно значительная дата, не так ли? Столько поменялось за это время. Вкусы и ценности людей изменилось. Классики нашей литературы неожиданно стали субъектами современной политической жизни. Годовщину со дня рождения Лермонтова мы встречаем в грозной обстановке. В свете тех событий, современниками которых мы являемся, Лермонтов приобретает важное значение, напоминая о чувстве собственного достоинства, которое всегда было присуще русскому народу, особенно в годы исторических испытаний.

Современен ли Лермонтов сегодня? Безусловно. Лейтмотивом творчества Лермонтова является бесстрашный и неутомимый самоанализ, который связан с обостренным чувством личности. Он ворвался в отечественную лирику как воин-наследник Пушкина. И останется с нами навсегда!

Библиотека рекомендует / ПроЧтение