Насколько грамотным был Миасс в первые годы Советской власти
Большевикам досталась страна, большинство жителей в которой не умели читать и писать: от 70% до 75% населения России не знали грамоты. Понятно, что борьба с неграмотностью стала для Советской власти одной из главных задач.
Чтобы яснее представить себе уровень безграмотности населения, обратимся к переписке двух молодых людей: студентки Пермского пединститута, предварительно окончившей Миасское педучилище, Нины Ильиной и её миасского друга, будущего супруга, учителя русского языка и литературы Александра Кулаева. Переписка велась активно, обсуждались прочитанные книги и проблемы образования, среди которых наиболее остро стоял вопрос безграмотности населения.
«Готовлюсь к конференции по русскому языку, — писал Александр, — передо мной ученические работы. Вот тебе пример сочинения: «Дом их был помечичью усадьбу. Дом их приставлял полную щащу бальшими пастройками конюшними хлевами сораями амбарами птичьниками банеми…» и т.п. Это «перл» из биографии Гончарова».
«Мне очень понравилось, что в Миассе широко стоит этот вопрос, — отвечала Нина. — Именно начальной и средней школе нужно больше всего делать в области грамотности, чтобы не давать такую ужасную безграмотность в техникумах и вузах. Проверка была у нас в институте. Результатом её явился приказ Совета института об исключении 18 человек за безграмотность, причём двое были с 4-го курса литературного отделения. Нет ни одного курса, где бы работы были выполнены без ошибок. Один парень в слове «лучше» поместил чуть ли не все шипящие. Слово «Таджикистан» почти никто не смог написать правильно. Одна студентка на нашем курсе поступила в институт, имея 20 лет педстажа, и сделала в диктанте 28 ошибок. Она считает их случайными».
«Заканчивается третья четверть, — это Александр. — За последнюю шестидневку я проверил 400 работ. Ужасно! Я прямо-таки отупел. Ужасная грамотность в 8-10 классах. В 9 «А» классе – 18 ошибок на 1-го ученика на диктовке, в 9 «Б» классе – 13, в 10 классе – 15 и т.д. Вопиющая безграмотность!»
«Вопрос о грамотности стоит серьёзно, — соглашалась с ним Нина. — На днях было сообщение в «Известиях» о том, что у лиц, окончивших педвузы в 1933 году и допускающих ошибки, будут отбираться дипломы. Так сурово!»
«В связи с борьбой за грамотность в наших педколлективах проводилась проверочная диктовка, — делился Александр. — Я брал отрывок из книги Энгельса «Диалектика природы», всего 175 слов. Результат – в среднем 16 ошибок на одного человека. Вот тебе и грамотность. Если даже по 26-34 ошибки делают педагоги! Сейчас по городу создаются кружки по изучению русского языка. Шумят о русском языке много, но реальных сдвигов пока ещё нет. Меня просили написать статью в «Рабочую газету» о сдвигах по грамотности в школе. Пока не писал, потому что сдвигов нет».
Сдвигов действительно не было, но заметку в «Рабочую газету» Александру Кулаеву писать всё-таки пришлось…. И назвал он её — «Вопиющая безграмотность», так как, по его убеждению, «безграмотность в рекламах, объявлениях, этикетках на товары, вывесках приучает ребёнка к особому «миасскому диалекту» и мешает школам закреплять у учащихся навыки культурной речи».
«Вот несколько фактов, — читаем заметку. — В дежурном магазине Челябторга красуются такие надписи: «пИсок сахарной», «селИдь нАрвежИская, «чечевца» и другие. Артель инвалидов удивила миасскую публику торговлей неведомым до сих пор видом товара, написав на вывеске: «Ларек шыр патрепа».
Завком напилочного завода недавно на громадном фанерном листе написал аршинными буквами объявление следующего содержания: «СИгодня назначаИтся собрание женЬщин».
Но пальма первенства в «соревновании на безграмотность» принадлежит кинотеатру «Энергия». Он рекламирует: «приключенчИНский» фильм «Кавказский пленик», «Колежиский регистратор» и другие несуществующие картины, до ужаса перевирая названия картин и фамилии артистов. Администрация «Энергии» не стесняется призывать зрителей к порядку таким языком: «ГражданИ! При получении и сдаче пОльто преДЯвляйте билеты». Это объявление висит на самом видном месте.
Объявления «Энергии» обычно исполнены в художественном стиле и потому они приносят больше вреда. Один педагог рассказывал курьёзный случай. После проработки «Капитанской дочки» Пушкина многие ученики 6-го класса в сочинении на эту тему в слове «дочка» сделали ошибку, написав его через мягкий знак. Педагог стал выяснять причины массовой ошибки. Оказалось, что ученики были в кинотеатре «Энергия», видели одноимённую картину и красиво нарисованную рекламу с надписью «Капитанская ДОЧЬКА». Некоторые скажут: это мелочь. Неверно! Чёткие, грамматически правильные надписи, вывески, рекламы помогают школе в борьбе за грамотность. За нарушение общественного порядка виновников штрафуют, привлекают к ответственности. Почему же мы спокойно проходим мимо вопиющего нарушения грамматики русского языка?»
Но, к чести российских педагогов, успехи все же были достигнуты: если в 1926 году процент грамотных среди населения в возрасте 9−49 лет составил 56,6%, то в 1939-м — уже более 80,2%. А среди молодёжи (люди до 30 лет) уровень грамотности доходил до 98%. Не зря старались…
Краеведческая страница |